|
|
|
главной и определяющей гибель, первопричиной.
"У нас не верят себе, - писал Достоевский, - да и нельзя, потому что
не во что верить. ШАТКОСТЬ ВО ВСЕМ ДВУХСОТЛЕТНЯЯ. Вся реформа наша, с Петра
начиная, состояла лишь в том, что он взял камень, плотно лежавший, и
ухитрился его поставить на кончик угла, мы на этой точке стоим и
балансируем. Ветер дунет и полетим".
IV. ПОТОМКИ БРАТЬЕВ МИСТИЧЕСКОЙ ПЕТЛИ
I
В странах органически развивающихся на основе исторических традиций,
революционный динамизм молодежи обуздывается влиянием консервативно
настроенных отцов, организованным противодействием консервативных слоев
общества, блюдущих религиозные и политические традиции страны. В России, в
момент возникновения Ордена, решившего пойти по пути масонов-декабристов,
не было подлинно консервативного слоя, который бы вел борьбу за
восстановление исторических традиций разрушенных Петровской революцией.
Идейный консерватизм только начал развиваться в лице Пушкина, Гоголя,
славянофилов. Псевдоконсерватизм же, довольствовавшийся обрядовой
религиозностью, охранением сословных привилегий, крепостного строя и
бытового монархизма - не только не мог обуздать политический и социальный
радикализм, молодежи, но и был одной из главных причин этого радикализма.
В русском обществе 40-х годов в конце крепостнического периода, было
мало явлений, которые могли бы стать путеводными звездами для юных сердец,
желавших служить Правде и Добру. Отцы, христианство которых ограничивалось
исполнением обрядов, отлично мирившиеся с существовавшей в России
нехристианской действительностью, не могли служить примером. Достоевский,
сам принадлежавший к поколению 40-х годов, сам бывший одно время членом
|
|
|
|