Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

любви: они продукт головной, сухой, отвлеченной рассудочности. Это...

органический недостаток, присущий, во-первых, самим учениям, полагающим в
основу... глубокое насилие . Во-вторых, он органически присущ и самой
культуре, самому просвещению Запада, по крайней мере в его настоящем
фазисе. Ибо в основании, в глубине современных учений Запада, не только
революционных, но и философских вообще его "последнего слова" ЛЕЖИТ
ОТВЕРЖЕНИЕ БОГА, следовательно отвержение всего, что святит человека и с
ним всю природу... обездушение человека и порабощение его плоти, поклонение
обездушенной материи, обезбоженному, обездушенному человеку, как Богу".
Аксаков давал следующую оценку приверженцам социализма вроде В.
Белинского, надеявшимся создать на земле рай земной с помощью насилия: "не
в науке, конечно, зло и не в цивилизации, а в той их вере в себя, которая
отметает веру в Бога и в Божественный нравственный закон... ибо...
цивилизация и знание сами по себе не застраховывают человечество от
одичания и зверства". Беда в том, что "духовно зависимого, служебного
отношения цивилизации к высшему, нравственному, религиозному христианскому
идеалу не хотят признавать теперь многие, едва ли не большинство "передовых
мыслителей". А "цивилизация без христианского религиозного просвещения, а
тем более отрицая таковое - неспособна сама по себе создать для
человечества высший, лучший, нравственный строй бытия, а логически
венчается анархизмом и динамитом". Основная мысль Аксакова такова:
"цивилизация, сама по себе, вне нравственного идеала, не ею порожденного и
от нее независимого, бессильна дать общественному бытию ту основу, без
которой немыслимо самое ее существование".
А. Ю. Самарин в сборнике "Революционный консерватизм" дает следующее
глубокое определение революции, исходит ли она сверху, как революция Петра
I, или снизу, "из подземелий": "По моим понятиям, революция есть не что
иное, как рационализм в действии, иначе: формально правильный силлогизм,