|
|
|
любви: они продукт головной, сухой, отвлеченной рассудочности. Это...
органический недостаток, присущий, во-первых, самим учениям, полагающим в
основу... глубокое насилие . Во-вторых, он органически присущ и самой
культуре, самому просвещению Запада, по крайней мере в его настоящем
фазисе. Ибо в основании, в глубине современных учений Запада, не только
революционных, но и философских вообще его "последнего слова" ЛЕЖИТ
ОТВЕРЖЕНИЕ БОГА, следовательно отвержение всего, что святит человека и с
ним всю природу... обездушение человека и порабощение его плоти, поклонение
обездушенной материи, обезбоженному, обездушенному человеку, как Богу".
Аксаков давал следующую оценку приверженцам социализма вроде В.
Белинского, надеявшимся создать на земле рай земной с помощью насилия: "не
в науке, конечно, зло и не в цивилизации, а в той их вере в себя, которая
отметает веру в Бога и в Божественный нравственный закон... ибо...
цивилизация и знание сами по себе не застраховывают человечество от
одичания и зверства". Беда в том, что "духовно зависимого, служебного
отношения цивилизации к высшему, нравственному, религиозному христианскому
идеалу не хотят признавать теперь многие, едва ли не большинство "передовых
мыслителей". А "цивилизация без христианского религиозного просвещения, а
тем более отрицая таковое - неспособна сама по себе создать для
человечества высший, лучший, нравственный строй бытия, а логически
венчается анархизмом и динамитом". Основная мысль Аксакова такова:
"цивилизация, сама по себе, вне нравственного идеала, не ею порожденного и
от нее независимого, бессильна дать общественному бытию ту основу, без
которой немыслимо самое ее существование".
А. Ю. Самарин в сборнике "Революционный консерватизм" дает следующее
глубокое определение революции, исходит ли она сверху, как революция Петра
I, или снизу, "из подземелий": "По моим понятиям, революция есть не что
иное, как рационализм в действии, иначе: формально правильный силлогизм,
|
|
|
|