|
|
|
национально-государственному образованию? Это не сохранение в
неприкосновенности тех или иных свойств и начал, особенностей и
обыкновений, которые стали традиционной принадлежностью государственной,
общественной, народной, даже церковной жизни, ни в отдельности, ни под
каким-либо собирательным знаком. ЭТО - СОБЛЮДЕНИЕ ВЕРНОСТИ СВОЕМУ ПРИЗВАНИЮ
ТРЕТЬЕГО РИМА. Пред этой задачей относительными показаться могут самые
"консервативные" установки, способные превратиться в начало революционное,
противленческое, бунтарское, если они противопоставляются, как нечто
абсолютное, основной задаче Российского Целого: быть и остаться Третьим
Римом.
Совсем, конечно, не обязательно, чтобы именно под этим лозунгом
творился этот "консерватизм". Он может оставаться и никак не
формулированным. Но именно он должен ОПРЕДЕЛИТЬ все поведение, и семьи, и
общества, и государства - каждого отдельного элемента Российского Целого.
Церковь не мыслится отдельно от государства, которое не мыслится, в свою
очередь, раздельно от Царя, находящегося в таинственно-благодатной
неотрывности от Церкви - и весь народ в целом обнимается началом служения
Вере, в этом видя и задачу каждого отдельного человека, спасающего свою
душу в этом святом общении и всего Русского Целого, милостью Божией
превращенного в Православное Царство, хранящее веру во вселенной до Второго
Пришествия Христова. Вот, что такое Историческая Россия".
Против подобного определения, что должно быть идейной основой
истинного русского консерватизма - возражать не приходится. Но приходится
возразить. против других, неточных формулировок автора. Упрек архим.
Константина, который он адресует к русским историкам, что они отбросили в
сторону "идеологический стержень нашего прошлого", в первую очередь, должен
быть обращен не к историкам Петербургского периода, а к иерархам
Православной Церкви, которые вспоминали об идее Третьего Рима во все время
этого периода не чаще, чем историки.
|
|
|
|