Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

себя штабом революции и действительно таким штабом была. Члены Ордена

независимо от своих политических и социальных взглядов все сходились в
убеждении, что жизнь в России может быть улучшена не путем эволюционного,
постепенного развития, а только путем революционной перестройки. Масштабы и
размеры этой революционной перестройки каждая интеллигентская секта
определяла уже по-своему.
"В. А. Маклаков, - писал как-то в "НРС" член Ордена Юрьевский, -
представитель высокой интеллигентности, член интеллигентской профессии, всю
жизнь вращавшийся главным образом среди интеллигенции, не принадлежал к
"русской интеллигенции". С первого взгляда это кажется абсурдом или просто
надуманным парадоксом. Русский интеллигент вне "русской интеллигенции".
Однако, это факт..." Разъясняя свою точку зрения, Юрьевский пишет: "...Слой
образованных людей и русская интеллигенция - понятия не совпадающие.
Образованный человек, ученый, профессор, мог быть в рядах русской
интеллигенции. Мог и не быть. Л. Толстого, с его отрицанием государства,
цивилизации, вероятно, нужно к ней причислить, но в нее уж никак нельзя
вставить Ключевского или Чичерина. Определить физиономию, характер ордена
"русской интеллигенции" - проблема далеко не простая, хотя о ней, и в связи
с нею, написано множество страниц и среди них материалы Охраны и
жандармских допросов. Она сама о себе постоянно вопрошала - кто она, зачем
она, и правильно замечено, что иной раз под видом русской литературы,
русской общественной мысли, русской философии (отчасти это относится к
недавно опубликованной солиднейшей "История русской философии" В. В.
Зеньковского) писались история русской интеллигенции.
Природа русской интеллигенции крайне сложна и разнородна. На одном
полюсе ее подвижники, мечтавшие о царстве любви и принуждаемые ненавидеть,
на другом - все повально ненавидевшие без малейшего стремления что-либо. На
одной стороне - Герцен, Лавров, Михайловский, Перовская, Александр Ульянов
(брат Ленина), Каляев, Сазонов, на другом - Чернышевский, Бакунин (за его