Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

"...равновесие создается на некоторое историческое мгновение, -

отмечает архимандрит Константин в статье "Роковая двуликость Императорской
России", - для которого опять-таки лучшей иллюстрацией является Пушкин". С
окончанием этого краткого равновесия раскрылась трагедия Императорской
России, основы которой были заложены революцией Петра. "Мистическая
пропасть разверзлась между живым еще, многовековые корни имеющим прошлым, и
тем, в чем жило имперское будущее. Эту пропасть ощутил мистическими
сторонами своего существа Гоголь, дав своим ощущениям выход, со
выспренностью своего публицистического пера, в "Переписке с друзьями". Со
всей силой жизненной правды явлена была эта безвыходность предсмертным
сожжением второй части "мертвых. душ". Многозначительность этого движения
души подучила свой подлинный смысл только в свете позднейших событий, нами
переживаемых. То не личная была только драма, а переживание чуткой душой
Гоголя - того разрыва между господствующими идеалами жизни и Церковной
Истиной, который присущ Российской "имперской" действительности".
Гоголь - первый пророк возврата к целостной религиозной культуре.
Гоголя глубоко волновал наметившийся в сороковых годах глубокий идейный
разлад русского общества, значительная часть которого, как Белинский,
занялись ниспровержением всех основ русского национального государства и
национальной культуры. Гоголь первый, раньше Достоевского, поднимает вопрос
об оцерковлении жизни.
Основной мыслью Гоголя была мысль, что Церковь до сих пор не вошла в
русскую жизнь в нужном масштабе. В "Выбранных местах" Гоголь выступил как
защитник основных духовных начал русской жизни, как защитник моральных
устоев, без которых невозможна жизнь нормального национального государства.
В начале похода возникшей русской интеллигенции на Православие, русскую
государственность, духовные начала самобытной русской культуры, Гоголь имел
мужество, выступить против тех, кто начал уже рыть могилу русскому народу.
Гоголь видел ту бездну, в которую хотел вести Россию Белинский и его