|
|
|
"...равновесие создается на некоторое историческое мгновение, -
отмечает архимандрит Константин в статье "Роковая двуликость Императорской
России", - для которого опять-таки лучшей иллюстрацией является Пушкин". С
окончанием этого краткого равновесия раскрылась трагедия Императорской
России, основы которой были заложены революцией Петра. "Мистическая
пропасть разверзлась между живым еще, многовековые корни имеющим прошлым, и
тем, в чем жило имперское будущее. Эту пропасть ощутил мистическими
сторонами своего существа Гоголь, дав своим ощущениям выход, со
выспренностью своего публицистического пера, в "Переписке с друзьями". Со
всей силой жизненной правды явлена была эта безвыходность предсмертным
сожжением второй части "мертвых. душ". Многозначительность этого движения
души подучила свой подлинный смысл только в свете позднейших событий, нами
переживаемых. То не личная была только драма, а переживание чуткой душой
Гоголя - того разрыва между господствующими идеалами жизни и Церковной
Истиной, который присущ Российской "имперской" действительности".
Гоголь - первый пророк возврата к целостной религиозной культуре.
Гоголя глубоко волновал наметившийся в сороковых годах глубокий идейный
разлад русского общества, значительная часть которого, как Белинский,
занялись ниспровержением всех основ русского национального государства и
национальной культуры. Гоголь первый, раньше Достоевского, поднимает вопрос
об оцерковлении жизни.
Основной мыслью Гоголя была мысль, что Церковь до сих пор не вошла в
русскую жизнь в нужном масштабе. В "Выбранных местах" Гоголь выступил как
защитник основных духовных начал русской жизни, как защитник моральных
устоев, без которых невозможна жизнь нормального национального государства.
В начале похода возникшей русской интеллигенции на Православие, русскую
государственность, духовные начала самобытной русской культуры, Гоголь имел
мужество, выступить против тех, кто начал уже рыть могилу русскому народу.
Гоголь видел ту бездну, в которую хотел вести Россию Белинский и его
|
|
|
|