|
|
|
его исповедующего, от мусульманского и западного еретичества".
Еще большее потрясение испытали жители Средневековой Руси, чем от
известия от взятия Константинополя басурманами, при получении известия что
Константинопольский патриарх и епископы на восьмом соборе во Флоренции в
1439 году отступились от праотеческого православия и заключили унию с
латинянами.
"С 1453 г. суд Божий над Вторым Римом стал уже ясен для всех
простецов. Когда агарянская мерзость запустения стала на месте святе, и св.
София превратилась в мечеть, а вселенский патриарх в раба султан, тогда
мистическим центром мира стала Москва - Третий и последний Рим. Это
страшная, дух захватывающая высота историософского созерцания и еще более
страшная ответственность! Ряд московских публицистов высокого литературного
достоинства, с вдохновением, возвышающемся до пророчества, с красноречием
подлинно художественным не пишет, а поет ослепительные гимны русскому
правоверию, Белому царю московскому и Белой пресветлой России. Пульс
духовного волнения души русской возвышается до библейских высот.
Святая Русь оправдала свою претензию на деле. Она взяла на себя
героическую ответственность - защитницы православия во всем мире, она стала
в своих глазах мировой нацией, ибо Московская держава стала вдруг последней
носительницей, броней и сосудом Царства Христова в истории - Римом
Третьим, а Четвертому Риму уже не бывать... Так юная и смиренная душа
народа - ученика в христианстве, в трагическом испуге за судьбы церкви,
выросла в исполина. Так родилось великодержавное сознание русского народа и
осмыслилась пред ним его последняя и вечная миссия. Тот, кто дерзнул, еще
не сбросив с себя окончательно ига Орды, без школ и университетов, не
сменив еще лаптей на сапоги, уже вместить духовное бремя и всемирную
перспективу Рима, тот показал, себя по природе способным на великие, тот
внутренне стал великим. Это преданность и верность русской души Православию
- породили незабываемую, исторически необратимую русскую культурную
|
|
|
|