Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

времена юности Хомякова и позже, значительные круги русского образованного

общества были убеждены в невозможности сочетать прогрессивные убеждения с
верностью Православию. Подобный взгляд вызвал падение религиозности в
высших слоях крепостников. Когда А. Хомякова с братом "привезли в
Петербург, то мальчикам показалось, что их привезли в языческий город, что
здесь их заставят переменить веру, и они твердо решили скорее перетерпеть
мучения, но не подчиниться чужой вере".
Многие из владельцев "крещенной собственности" не шли дальше
равнодушного исполнения обрядов, а некоторые просто презирали религию своих
"рабов". Вера их мало чем отличалась от "веры" матери И. С. Тургенева. Б.
Зайцев пишет в "Жизни Тургенева", что мать его "считала себя верующей, но к
религии относилась странно. Православие для нее какая-то мужицкая вера, на
нее и, особенно, на ее служителей она смотрела свысока, вроде как на
русскую литературу. Молитвы в Спасском произносились по-французски.
Воспитанница читала ежедневно по главе "Imitation de Jesus Christ... (стр.
14)" ...в Светлое Воскресенье 1846 года Варвара Петровна проснулась крайне
раздраженная. В церкви звонили - она отлично знала, что на Пасху всегда
бывает радостный звон. Но велела позвать "министра".
- Это что за звон?
- Святая Неделя! Праздник!
- Какой? У меня бы спросили, какая у меня на душе святая неделя. Я
больна, огорчена, эти колокола меня беспокоят. Сейчас велеть перестать...
И колокола умолкли - весь пасхальный парад в доме, праздничный стол,
куличи, пасхи - все отменено, вместо праздника приказано быть будням, и
сама Варвара Петровна три дня провела в комнате с закрытыми ставнями. Их
открыли только в четверг. Пасхи в том году просто не было. Зато еще в
другой раз она отменила церковный устав об исповеди: приказала оробевшему
священнику исповедовать себя публично, при народе".
И сколько таких Варвар Петровен обоего пола обитало и раньше, и в