|
|
|
времена юности Хомякова и позже, значительные круги русского образованного
общества были убеждены в невозможности сочетать прогрессивные убеждения с
верностью Православию. Подобный взгляд вызвал падение религиозности в
высших слоях крепостников. Когда А. Хомякова с братом "привезли в
Петербург, то мальчикам показалось, что их привезли в языческий город, что
здесь их заставят переменить веру, и они твердо решили скорее перетерпеть
мучения, но не подчиниться чужой вере".
Многие из владельцев "крещенной собственности" не шли дальше
равнодушного исполнения обрядов, а некоторые просто презирали религию своих
"рабов". Вера их мало чем отличалась от "веры" матери И. С. Тургенева. Б.
Зайцев пишет в "Жизни Тургенева", что мать его "считала себя верующей, но к
религии относилась странно. Православие для нее какая-то мужицкая вера, на
нее и, особенно, на ее служителей она смотрела свысока, вроде как на
русскую литературу. Молитвы в Спасском произносились по-французски.
Воспитанница читала ежедневно по главе "Imitation de Jesus Christ... (стр.
14)" ...в Светлое Воскресенье 1846 года Варвара Петровна проснулась крайне
раздраженная. В церкви звонили - она отлично знала, что на Пасху всегда
бывает радостный звон. Но велела позвать "министра".
- Это что за звон?
- Святая Неделя! Праздник!
- Какой? У меня бы спросили, какая у меня на душе святая неделя. Я
больна, огорчена, эти колокола меня беспокоят. Сейчас велеть перестать...
И колокола умолкли - весь пасхальный парад в доме, праздничный стол,
куличи, пасхи - все отменено, вместо праздника приказано быть будням, и
сама Варвара Петровна три дня провела в комнате с закрытыми ставнями. Их
открыли только в четверг. Пасхи в том году просто не было. Зато еще в
другой раз она отменила церковный устав об исповеди: приказала оробевшему
священнику исповедовать себя публично, при народе".
И сколько таких Варвар Петровен обоего пола обитало и раньше, и в
|
|
|
|