Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

внимательностью будет изображено то, на чем есть печать личности в ее

противостоянии общему укладу или хотя бы в обособлении от него.
Исследователь любезно лобызает то, на чем находит печать духа, ему
родственного, и под этим углом зрения воспринимает все прошлое - не в его
целостности, ему уже чуждой. Только так можно объяснить, что за пределами
его интереса осталось дело жизни митрополита Макария, как нечто
официальное, безличное, казенное.
Идеологический стержень нашего прошлого оказался вынут и отброшен в
сторону. Все внимание сосредоточено на частных явлениях, а московское
"все", воплотившееся в творении митрополита Макария, осталось вовсе без
внимания. Это - пример не исключительный. Вся наша историческая наука
проникнута стремлением уложить события в рамки западной историософии. Будем
ли мы говорить о пионерах, Татищеве, Щербатове, Болтине, Карамзине, или
корифеях последнего времени, Соловьеве, Ключевском, Платонове и их школах,
найдем неизменное расхождение, если не полный разрыв, между сознанием
историка и сознанием церковно-православным. Русское прошлое воспринимается
не как самоценность, а как пройденный этап, поглощенный временем.
Вечное содержание, промыслительно заложенное в нашем прошлом,
упраздняется. Не хранение этого вечного сокровища, задача вновь возникающих
поколений, а создание новых ценностей, под углом зрения которых получает
оценку прошлое".
Архимандрит Константин верно указывает, что идейной основой русского
подлинного консерватизма может быть только идея Третьего Рима. "Что такое -
Историческая Россия? Это не просто государство. Это и не особый
исторический мир. Это - национально-государственное образование, которое
было промыслительно взращено для того, чтобы на его плечи могло быть
возложено ответственнейшее послушание: стать Третьим Римом - и которое и
стало им, в образе Московского Царства, принявшего наследие Византии. Что
может значить понятие консерватизма применительно к такому