|
|
|
приведя русскую Церковь под господство государственного чиновника, лишила
Церковь ПРИЛИЧЕСТВУЮЩЕГО ЕЙ ОДУШЕВЛЕНИЯ И ДЕРЗНОВЕНИЯ и положила начало
отступления от благочестия во исполнение Божьего глагола: "Поражу пастыря и
разойдутся овцы".
Овцы разошлись после того, как СНАЧАЛА были поражены пастыри. Уже в
первой трети XVIII века авторитет государства совершенно заслонил авторитет
Церкви. Православная Церковь перестала быть определяющей стихией русской
жизни. Церковная иерархия почти безропотно выполняла то, что ей приказывала
светская власть. В ослабленной расколом церкви почти не было
священнослужителей, готовых пойти, как старообрядцы, на муки и смерть, но
не освящать авторитетом церкви возникшее на основе крепостной зависимости
крепостное право мало чем отличавшееся от рабства.
VIII
"Если до царствования Николая I Церковь была объектом гонений со
стороны государства, то в царствования его преследования Церкви
прекращаются, но она по-прежнему находится в пленении у светской власти:
перестает быть гонимой, но не становится духовно независимой. Количество
церквей и монастырей увеличивается, проявляется большая забота по отношению
к духовенству и его нуждам, но, основного, что только могло бы вывести
Церковь из того глубокого кризиса в котором она находилась - сделано не
было. Патриаршество не было восстановлено.
В церковно-общественной жизни Филаретовской эпохи по определению
митр. Антония "продолжалось протестантское влияние, внесенное в русскую
церковную жизнь, церковной реформой Петра I, соединенное при этом с духом
формализма. В богословско-научной и учебной области было непререкаемым
авторитетом "Исповедание Петра Могилы", находившееся под влиянием
католических идей. Такое сочетание протестантских, католических и
|
|
|
|