|
|
|
освобожденного люда, на развалинах государства".
В "Катехизисе революционера" (составленном, по мнению одних
исследователей, Бакуниным для Нечаева, а, по мнению других, - самим
Нечаевым) даются следующие советы:
"Необходимо, чтобы он (кандидат в революционеры. - Б. Б.) был
атеистом... и был бы... врагом принципа всякой власти и чтобы он ненавидел
все ее применения и последствия как в области интеллектуальной и моральной,
так и в политической, экономической и социальной... Он должен,
следовательно, ждать уничтожения церкви, постоянных армий, нейтрализованной
власти, бюрократии, правительств, парламентов, университетов и
государственных банков... Необходимо уничтожить, так называемый, принцип
национальности, принцип двусмысленный, полный лицемерия... необходимо
ненавидеть идеи величия и славы нации, годных лишь для монархии и
олигархии, а в наше время и для крупной буржуазии, потому что эти идеи
применяются ими для обманывания народов и для натравливания их один на
другой для наилучшего их порабощения. Патриотизм должен отойти на задний
план, ибо необходимо, чтобы революционеру были ближе к сердцу
справедливость и свобода и, в случае, если его собственное отечество будет
иметь несчастие от них отойти, он должен без колебаний выступить против
него... Надо, чтобы он был социалистом и во всем следовал нашему катехизису
революционера...
Согласно параграфу 3-му революционер "...презирает общественное
мнение, он презирает и ненавидит во всех побуждениях и проявлениях
общественную нравственность; нравственно для него все то, что способствует
торжеству революции; безнравственно и преступно все, что мешает ей".
"...товарищество, - читаем мы в "Катехизисе", - всеми силами и средствами
будет способствовать развитию тех бед и зол, которые должны вывести,
наконец, народ из терпения и понудить его к поголовному восстанию".
Таковы "моральные" и тактические приемы, рекомендуемые русским
|
|
|
|