Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

такую коллегию", и проч. (Слова кощунственные в отношении Богоучрежденной

церковной власти). Левою рукою император грозил заседанию Синода. Наверно
во всей Империи нет учреждения, в коем был бы изображен Государь, с
угрожающим этому учреждению жестом. Впрочем, дело, конечно, не в символах,
а в том, что в это время, а также в следующее царствование, церковная
иерархия и церковная жизнь были явлением не покровительствуемым
государством, а разве только терпимым с неудовольствием".
"Мы хотим сказать, - писал в одной из статей митр. Антоний, - что
отношение правительства к Церкви с 18-го и 19-го веков было не столько
покровительственное, сколько подозрительное, враждебное".
Покровительствовался только известный минимум религиозности, необходимой
для сохранения воинами присяги и нравственного благополучия в общественной
жизни" (См. "Епископ Никон". Т. I, стр. 53). "На всякое сильное проявление
православного религиозного чувства, - пишет он в другой статье, - в народе
и в духовенстве взирали с такою же враждебной опасливостью, как в
Регламенте Петра Великого. И в этом трогательно объединились и
правительство, и школа, и общество и притом в одинаковой степени общество
КОНСЕРВАТИВНОЕ и ОППОЗИЦИОННОЕ".
Таков был трагический результат того, что в течение 150 лет
Православная Церковь жила и действовала согласно неправославного по духу
своему Духовного Регламента Петра I. Ибо этот Регламент, как пишет
современный богослов, "лишал духовенство первенствующего положения в
государстве и делал церковь уже не указательницей идеалов, которые призвано
воспринимать и осуществлять государство, а просто одним из учреждений,
департаментом полиции нравов". Церковь уже - не сила
нравственно-воспитательная, а учреждение, в котором физическое принуждение
возводится в систему. Сама проповедь церковная из живого слова превращается
в сухую мораль, регламентированную правительством до мелочей, и Церковь
лишается положения свободной воспитательницы народа, свободно отзывающейся