|
|
|
неизмеримейшего роста. Все глухо, могила повсюду. Боже. Пусто и страшно
становится в Твоем мире".
"Исчезло даже и то наружное добродушное выражение простых веков,
которое давало вид, как будто бы человек был ближе к человеку. Гордый ум
девятнадцатого столетия истребил его. Диавол выступил уже без маски в мир".
Ощущение "холода в пустыне" - таково было основное впечатление
Гоголя от родившей социализм и марксизм Европы.
III
"Всякому обществу, чтобы держаться и жить, - писал Достоевский, -
надо кого-нибудь и что-нибудь уважать непременно, и, главное, всем
обществом, а не то, чтобы каждому, как он хочет про себя". (Дневник
Писателя за 1876 г.)
"И в Московской Руси во всех церквах молились: "Боже, утверди Боже,
чтобы мы всегда едины были".
В послепетровской России, все начали молиться разным богам, кто
Христу, кто Вольтеру, кто Руссо, кто Гегелю, кто Марксу. Все члены Ордена
Р. И. молились своим идолам-идеям: "Мы отдадим свои жизни, но сделайте так,
чтобы все русские были не едины, ибо только всеобщая рознь дарует победу
нам".
Распад религиозного сознания в высших и образованных слоях общества
в Николаевскую эпоху выражался в усиленном дроблении его на
взаимооталкивающиеся группировки. Гоголь заметил начало того процесса,
завершение которого мы видим в эмиграции". "Среди России, - пишет Гоголь в
"Авторской исповеди", - я почти не увидел России. Все люди, с которыми я
встречался, большею частью любили поговорить о том, что делается в Европе,
а не в России. Я узнавал только то, что делается в английском клубе, да
|
|
|
|