|
|
|
умственного труда, не особой экономической группой общества, а особой
идеологической группой, образовавшейся из самых различных социальных слоев
русского общества. Бердяев в книге "Истоки и смысл русского коммунизма"
считает что самой характерной чертой интеллигенции была ее революционность:
"Для русской интеллигенции, в которой преобладали социальные мотивы и
революционные настроения, которая породила тип человека, единственной
специальностью которого была революция, характерен крайний догматизм...
Интеллигенция всегда была увлечена какими-либо идеями". "После подавления
восстания декабристов русская интеллигенция окончательно сформировалась в
раскольничий тип. Она всегда будет говорить про себя "мы", про государство,
про власть - "они". По мнению Г. Федотова "в истории русской интеллигенции
основное русло - от Белинского, через народников к революционерам наших
дней".
Члены Ордена Р. И. всегда страдали манией известной у немецких
психиатров под названием "вельт-фербессер", то есть страстью изменять мир.
Признаки этой мании: недовольство всем существующим, осуждением всех, кроме
себя и раздражительная многоречивость не считающаяся с реакцией слушателей.
Характеризуя идейную настроенность перед революцией, С. Франк пишет в
"Падении кумиров": "Преобладающее большинство русских людей из состава, так
называемой, "интеллигенции" жило одной верой, имело один "смысл жизни": эту
веру лучше всего можно определить, как веру в революцию".
"Весь XIX век, - пишет Н. Бердяев, - интеллигенция борется с
Империей, - исповедует безгосударственный, безвластный идеал, создает
крайние формы анархической идеологии. Даже революционно-социалистическое
направление, которое не было анархическим, не представляло себе, после
торжества революции, взятия власти в свои руки и организации нового
государства".
Как видим и Н. Бердяев, и Г. Фетодов, и Дан, и С. Франк - разными
словами все подтверждают определение Г. Федотова, что интеллигенция считала
|
|
|
|