Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

слову "интеллигенция" потому, что в иностранной жизни не было и нет

обозначаемого этим словом понятия". (Страница 32).

XI

Н. Ульянов в статье "Интеллигенция" пишет: "Писателей и поэтов,
вполне преданных своему искусству, к интеллигенции не причисляли. В
шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годах, когда это слово возникло и
пользовалось наибольшей популярностью, они служили примером того, чем не
должен быть интеллигент. Имена Пушкина и Лермонтова, как раз считались
самыми одиозными. Отметали и "кабинетных ученых". За ничтожным исключением,
вся русская литература, наука, весь артистический мир были отлучены от
"интеллигенции" ее учителями и вождями. С своей стороны и деятели русской
культуры платили ей столь же неприязненными, брезгливыми чувствами.
Особенно не терпел ее Чехов: "- Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную,
фальшивую, истеричную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и
жалуется".
Недавно умерший масон М. Алданов утверждает в "Ульмской Ночи", что
все самые выдающиеся представители русского образованного общества, которые
творили русскую культуру, не обладали политическим максимализмом
свойственным русской интеллигенции. "Заметьте, - пишет он, - все большие
русские писатели могли знать западно-европейские крайние революционные
учения. Начиная от Гоголя, они могли бы и даже собственно должны были бы
знать и о марксизме. Между тем ни одного из них (не причислять же к большим
писателям Горького) марксизм ни малейшего влияния не оказал. Один
"невежественный" Лев Толстой читал "Капитал" и даже делал на полях пометки.
Но он причислял Маркса к тем ученым, которые ставят себе целью "удержать
большинство людей в рабстве меньшинства..." "Да еще Владимир Соловьев, на
этот раз проявил весьма неуместную "бескрайность", косвенно сравнивая