Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

вас Бог от односторонности: с нее всюду человек произведет зло: в

литературе, на службе, в семье, в свете, словом везде! Односторонний
человек самоуверен; односторонний человек дерзок, односторонний человек
всех вооружает против себя. Односторонний человек ни в чем не МОЖЕТ НАЙТИ
СЕРЕДИНЫ. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он
может быть только ФАНАТИКОМ. Односторонность в мыслях показывает только то,
что человек еще на дороге к христианству, но не достигнул его, потому что
христианство дает уже многосторонность уму".
Цель жизни Гоголь видит в служении ближнему, в любви к ближнему, но
не в той отвлеченной любви к человеку будущего, который вместе с другими
членами Ордена Р. И. пылал В. Белинский. Гоголь призывал любить
несовершенных людей своей эпохи. Надо полюбить несовершенных людей,
греховных людей живущих сейчас, а не воображаемых, прекрасных людей
будущего.
"Но как полюбить братьев? - восклицает Гоголь, - как полюбить людей?
Душа хочет полюбить прекрасное, а бедные люди так несовершенны так мало в
них прекрасного... (Письмо XIX). Человек девятнадцатого века отталкивает от
себя брата". "Все человечество он готов обнять, а брата не обнимет".
"...На колени перед Богом, - призывает Гоголь, - и проси у Него
гнева и любви. Гнева против того, что губит человека, любви - к бедной душе
человека, которую губят со всех сторон и которую губит он сам". (Письмо
XV).

VI

Гоголь первый, после Петра I, поставил снова вопрос о том, что
русская жизнь и русская культура должна строиться на идеалах Православия,
потому что в идеях Православия "заключена возможность разрешения вопросов,
которые ныне в такой остроте встали перед всем человечеством".