|
|
|
V
Допетровская Русь - не была, конечно, Святой Русью, Святая Русь -
это только идеал к которому стремилась допетровская Русь, которая не хотела
быть ни прекрасной, ни богатой, ни сильной, а стремилась стать Святой
Русью.
"Ни "Старая Англия", ни "Прекрасная Франция", ни "Ученая Германия",
ни "Благородная Испания" - никто из христианских наций не пленился самым
существенным призывом церкви, ни более, ни менее как именно к святости,
свойству Божественному. А вот неученая, бедная, смиренная, грустная
северная страна не обольстилась, гордыми и тщеславными эпитетами и вдруг
дерзнула претендовать, если хотите, на сверхгордый эпитет "святой",
посвятила себя сверхземному идеалу святости, отдала ему свое сердце. Психея
нации захотела стать невестой Жениха Небесного, И этим выявила свое
благородство и свое величие..." ("Владимирский сборник", Белград).
"...русский человек ничего не знает выше христианства, да и
представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал
христианством, "крестьянством". Вникните в православие: это вовсе не одна
только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа
нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации."
(Достоевский). Подобная оценка Достоевского не есть неумеренное
преувеличение. Так же оценивают русский народ и европейские историки и
философы, преодолевшие высокомерие европейского шовинизма. Французский
историк Леруа Болье пишет:
"Русский народ должен быть поставлен первым среди многих истинно
христианских народов. Он христианин не только по своим обрядам, по своей
внешности, чему он придает такое большое значение: без форм нет и сущности;
он христианин по своему нутру, по своему духу. Евангельское золото в
|
|
|
|