|
|
|
им. Самые яркие примеры тому - духовный путь знаменитого Льва Тихомирова,
из члена "Народной Воли" ставшего автором "Монархической
Государственности", или духовная эволюция Ф. Достоевского, из интеллигента,
увлеченного взглядами Фурье и Сен-Симона, ставшего гениальным противником
идеи революционного изменения русской жизни (излюбленной идеи русской
интеллигенции, которая резко расчленяла верхи русского общества на два
непримиримые лагеря - образованное общество и русскую интеллигенцию).
Существует и такая точка зрения, что интеллигенция - левая,
революционно настроенная часть духовной элиты страны. Поэтому когда хотят
подчеркнуть разрушительную, революционную роль русской интеллигенции, то
говорят о левом, революционном крыле интеллигенции. Тут происходит путаница
- с терминологией - проистекающая из неясности мышления.
Да, русская интеллигенция имела свое левое крыло, но она имела и
свое правое крыло. Но деление на правую и левую интеллигенцию происходит
внутри Ордена интеллигенции (или духовно социального образования, как
указывает Н. Бердяев). Левая интеллигенция является левой частью
интеллигенции, а не левой частью русского образованного класса.
Правильнее будет вкладывать в термин "интеллигенция" такое же
содержание, какое в него вкладывают общепризнанные идеологи русской
интеллигенции. Если понимать интеллигенцию так, как понимают ее крупнейшие
идеологи интеллигенции, то не нужно будет проделывать ту совершенно
ненужную работу, которую зовет проделывать Б. Ширяев, когда он пишет:
"Мы должны установить также и ступенчатость, иерархию интеллигенции
в самой себе".
И "ступенчатость" и "иерархия" интеллигенции самой в себе давным
давно уже установлена самими интеллигентскими кругами. Е. Юрьевский,
который считает себя членом Ордена интеллигенции совершенно прав, когда
пишет в своей рецензии о мемуарах В. Маклакова:
"Природа русской интеллигенции крайне сложна и разнообразна. На
|
|
|
|