|
|
|
АНТИХРИСТИАНСКОЕ НАСТРОЕНИЕ ЕСТЬ ДУША РЕВОЛЮЦИИ". Прекрасно понимал
антихристианскую настроенность души революции и Гоголь. "Время настанет
сумасшедшее, - пишет Гоголь Жуковскому. - Человечество нынешнего века
свихнуло с пути только от того, что вообразило, будто нужно работать для
себя, а не для Бога". Гоголь ясно понимал, что темные силы не отказались от
своих целей и, что, они во всех странах Европы ведут тайную упорную борьбу
против христианства и монархий. Гоголь ясно понимал, что судьба
христианства и европейских монархий решается в современную ему эпоху.
Человек XIX столетия, несмотря на кровавый опыт Французской
революции, не смирился, а еще более возгордился своим умом. А эта гордость,
- по мнению Гоголя, - может принести только еще более страшные плоды.
"Гордость ума, с тревогой констатирует Гоголь в статье "Светлое
Воскресенье", - никогда еще не возрастала она до такой силы, как в
девятнадцатом столетии".
Белинский, возлагавший все надежды на европейскую культуру, на силу
разума, на социализм, не видел то, что видел Гоголь, писавший в статье
"Светлое Воскресение", что человечество влюбилось в ум свой. "...Но есть
страшное препятствие (воспраздновать нынешнему веку светлый праздник), -
имя ему - гордость. Обрадовавшись тому, что стало во много лучше своих
предков, человечество нынешнего века влюбилось в чистоту и красоту свою".
Но особенно сильна ныне гордость ума. "Ум для современного человечества -
святыня: во всем усомнится он - в сердце человека, которого несколько лет
знал, в правде, в Боге усомнится - но не усомнится в своем уме".
Гоголь сильно и остро предвидел то, о чем позже с такой силой писал
Достоевский: "Страшны разрушительные действия страстей человеческого ума,
получивших свое воплощение в увлечении социализмом - то есть в социальном
утопизме". Для Гоголя, как для подлинного русского философа: "...Ум не есть
высшая в нас способность. Его должность не больше как полицейская. Он может
только привести в порядок и расставить по местам то, что у нас уже есть".
|
|
|
|