|
|
|
русский народный дух. Яснее всего понимал роковую роль Петра К. Аксаков
(см. его критические отзывы на I и IV тома Истории России Соловьева).
III
К 1840 году взгляды славянофилов приобрели уже характер законченной
и цельной системы. Это ясно видно из писем Хомякова, И. Киреевского и
Самарина летом 1840 года посланцу министра иностранных дел Франции Тьера
(см. Н. Барсуков. Жизнь и труды М. Погодина. т. V, стр. 478).
Главной заслугой славянофилов является пресечение тенденций слепого
подражания Европейской культуре. Они показали что Европа, которой хотели
подражать, сама переживает духовный кризис, что цивилизация Запада
неудовлетворительна, если расценивать ее с точки зрения высших запросов
христианства. Славянофилы обратили свой взгляд на самобытные корни русской
культуры и доказали, что Россия в целом ряде случаев стоит выше Европы.
Прочное здание просвещения России, - по мнению Киреевского, может
быть воздвигнуто только тогда, когда образованный слой народа "наконец
полнее убедится в односторонности европейского просвещения; когда он живее
почувствует потребность новых умственных начал; когда с разумною жаждою
правды, он обратится к чистым источникам древней православной веры своего
народа и с чутким сердцем будет прислушиваться к ясным еще отголоскам этой
святой веры отечества в прежней, родимой жизни России. Тогда, вырвавшись
из-под гнета рассудочных систем европейского любомудрия, русский
образованный человек... найдет самые полные ответы на те вопросы ума и
сердца, которые больше всего тревожат душу, обманутую последними результами
западного самосознания".
Блестящий анализ противоречивости русских и европейских принципов
дан И. В. Киреевским в статье "О характере просвещения Европы и его
отношения к просвещению России":
|
|
|
|