|
|
|
православных идей и создало тип Московского иерарха сановника (Митр.
Филарета. - Б. Б.), надолго подчинившего своему влиянию церковную жизнь не
только Москвы, но и всей России.
Благодаря такому направлению в деятельности высшей иерархии в России
закреплялось то положение, при котором духовенство было одним из сословий,
а Церковь одним из ведомств в государстве и притом ВЕДОМСТВОМ
ВТОРОСТЕПЕННЫМ, ПОЧТИ НЕ ИМЕВШИМ ВЛИЯНИЯ НА НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, а священники становились ВТОРОСТЕПЕННЫМИ ЧИНОВНИКАМИ В
ГОСУДАРСТВЕ.
Конечно, громадное большинство российских епископов были людьми
безупречной жизни и высокого личного религиозного духа, но общая тенденция
этой эпохи заключалась в проникновении их казенно-формальным духом. Среди
низшего духовенства было большое число самоотверженных пастырей, но в своей
духовной жизни они питались не столько влиянием своих архипастырей, сколько
неисчерпаемым запасом церковно-народного духа" (Еп. Никон. Жизнеоп. Блаж.
Антония., I, стр. 115).
После запрещения масонства Николаем I, во главе Синода не смогли
быть уже более масоны и атеисты, как это было ранее, но поскольку Церковь
по-прежнему управлялась назначенными царем чиновниками, она по-прежнему не
обладала необходимой ей духовной свободой действий в религиозной сфере.
Преследования кончаются, но духовное порабощение остается.
Процесс управления Православной Церковью с помощью чиновников,
выбиравших членами Синода наиболее покладистых князей церкви, развивался в
николаевскую эпоху все дальше, по линии дальнейшего попирания остатков
духовной независимости Церкви.
До 1833 года, обер-прокурором был кн. П. С. Мещерский, занимавший
эту должность с 1817 года и бывший в эпоху активного наступления русского и
мирового масонства на Православие правой рукой министра Духовных дел и
Народного Просвещения кн. А. Н. Голицына, которому он, как обер-прокурор
|
|
|
|