Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

Вогюэ.

Гоголь "внес в русскую жизнь ту тему, которая доныне является одной
из центральных тем русских исканий, - о возврате культуры к Церкви, о
построении нового церковного мировоззрения - о "православной культуре". По
мнению Гоголя вопрос о добре, о необходимости делания добра, неотвратимо
стоит перед каждым человеком, но этот вопрос не получает надлежащего ответа
благодаря антихристианской настроенности многих людей, ошибочно считающих
себя христианами. "Страшно то, - пишет Гоголь в одном месте, - что мы уже в
"добре не видим добра", то есть не в силах воспринимать подлинное,
настоящее добро, как добро".
Взгляд, что прогрессивные воззрения не могут быть органически
соединены с Православием, мешал; русским европейцам проникнуть умственным
взором в духовную сокровищницу Православия. Люди придерживавшиеся подобного
взгляда видели только факты внешней деятельности официальной Церкви,
которая их не воодушевляла, так как они считали, что вся деятельность
современной Православной Церкви направлена только на поддержание
крепостного строя и Царской власти. Но за внешней деятельностью официальной
Церкви не видели духовных сокровищ Православия хранимых и развиваемых в
Оптиной Пустыне и других очагах подлинного Православия.
Вместе с Хомяковым Гоголь был одним из первых образованных людей
своей эпохи, который понял, что приверженность Православию может сочетаться
с прогрессивностью убеждений. И больше того - правильно и верно понимаемое
Православие может быть источником истинного политического и социального
прогресса. И в этом плане Гоголь является, вместе с Хомяковым и Киреевским
выдающимся борцом против усвоенного образованными слоями крепостнического
общества идейного наследства русского вольтерьянства и масонства.
Православная Церковь, утверждал Гоголь, "одна в силах разрешить все
узлы недоумения и вопросы наши, которая может неслыханное чудо в виду всей
Европы, заставив у нас всякое сословие, звание и должность войти в их