|
|
|
Вогюэ.
Гоголь "внес в русскую жизнь ту тему, которая доныне является одной
из центральных тем русских исканий, - о возврате культуры к Церкви, о
построении нового церковного мировоззрения - о "православной культуре". По
мнению Гоголя вопрос о добре, о необходимости делания добра, неотвратимо
стоит перед каждым человеком, но этот вопрос не получает надлежащего ответа
благодаря антихристианской настроенности многих людей, ошибочно считающих
себя христианами. "Страшно то, - пишет Гоголь в одном месте, - что мы уже в
"добре не видим добра", то есть не в силах воспринимать подлинное,
настоящее добро, как добро".
Взгляд, что прогрессивные воззрения не могут быть органически
соединены с Православием, мешал; русским европейцам проникнуть умственным
взором в духовную сокровищницу Православия. Люди придерживавшиеся подобного
взгляда видели только факты внешней деятельности официальной Церкви,
которая их не воодушевляла, так как они считали, что вся деятельность
современной Православной Церкви направлена только на поддержание
крепостного строя и Царской власти. Но за внешней деятельностью официальной
Церкви не видели духовных сокровищ Православия хранимых и развиваемых в
Оптиной Пустыне и других очагах подлинного Православия.
Вместе с Хомяковым Гоголь был одним из первых образованных людей
своей эпохи, который понял, что приверженность Православию может сочетаться
с прогрессивностью убеждений. И больше того - правильно и верно понимаемое
Православие может быть источником истинного политического и социального
прогресса. И в этом плане Гоголь является, вместе с Хомяковым и Киреевским
выдающимся борцом против усвоенного образованными слоями крепостнического
общества идейного наследства русского вольтерьянства и масонства.
Православная Церковь, утверждал Гоголь, "одна в силах разрешить все
узлы недоумения и вопросы наши, которая может неслыханное чудо в виду всей
Европы, заставив у нас всякое сословие, звание и должность войти в их
|
|
|
|