Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

ощущает себя почти, как некий орден, хотя и не знающий внешних форм, но

имеющий свой неписанный кодекс - чести, нравственности, - свое призвание,
свои обеты. Нечто вроде средневекового рыцарства, тоже не сводимого к
классовой, феодально-военной группе и связанного с ней, как интеллигенция с
классом работников умственного труда".
Особым духовным Орденом, а отнюдь не русским образованным слоем
считал интеллигенцию и бывший эсер-террорист И. Бунаков-Фондаминский.
Однажды он сделал в Париже даже доклад "Русская интеллигенция, как духовный
орден". Считал, что интеллигенция является своеобразным духовным орденом и
Д. Мережковский.
Русский марксист Валентинов (Е. Юрьевский) писал в статье
"Воспоминания В. А. Маклакова", напечатанной в июне 1954 года в "НРС":
"Русская интеллигенция, неповторимое историческое явление, появление
которой всего правильнее датировать началом 40-х годов - была неким
орденом. Нечто вроде средневекового рыцарства, имевшая, как полагал
Федотов, но к этому следует сделать важные поправки, - свой неписанный
кодекс чести, "свои обеты". К Ордену в какие-то годы несомненно
принадлежала значительная часть и руководящая часть партии к. д. - Милюков,
Винавер, Д. Шаховской и другие".
В возникшей в 1960 году полемике между Н. Ульяновым давшем суровую,
но справедливую оценку Ордену Р. И. и члены Ордена, и сторонники взглядов
Н. Ульянова одинаково прибегают к термину - "Орден Русской Интеллигенции".
Несомненный член Ордена проф. Ф. Степун, например, пишет в своей статье
"Суд или расправа?" ("НРС" № 17174); "Ссылаясь на Иванова-Разумника, на
Федотова и на английского профессора Хербера Баумена он (Ульянов. - Б. Б.)
приходит к пониманию интеллигенции весьма близкому к тому, которое я
защищал уже в 20-х годах и которое подробнее обосновал в моей последней
статье "Пролетарская революция и революционный орден русской революции"
("Мосты", 3). В основе этого понимания, лежит формула Анненкова, по мнению