|
|
|
насильственными переменами, - здесь стройным естественным возрастанием; там
волнение духа партий, - здесь твердость быта; там шаткость личной
самозаконности, - здесь крепость семейных и общественных связей; там
щеголеватость роскоши и искусственность жизни, - здесь простота жизненных
потребностей и бодрость нравственного мужества; там изнеженность
мечтательности, - здесь здоровая цельность разумных сил; там внутренняя
тревожность духа, при рассудочной уверенности в своем нравственном
совершенстве, - у русского - глубокая тишина и спокойствие внутреннего
самосознания, при постоянной недоверчивости к себе и при неограниченной
требовательности нравственного совершения; одним словом, там раздвоение
духа, разделение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства,
раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и
обязанностей; раздвоение и сердечного состояния, раздвоение всей
совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и
частного, - в России, напротив того, преимущественное стремление к
цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного,
умозрительного и житейского, искусственного и частного. Потому, если
справедливо сказанное нами прежде, то раздвоение и цельность, рассудочность
и разумность будут последним выражением западно-европейской и
древне-русской образованности".
IV
"Борьба между жизнью и иноземной образованностью, - пишет А. Хомяков
в статье "Мнение русских об иностранцах" (Московский Сборник. 1846 г.), -
началась с самого того времени, в которое встретились в России эти два
противоположных начала. Она была скрытою причиною и скрытым содержанием
многих явлений нашего исторического и бытового движения и нашей литературы;
везде она выражалась в двух противоположных стремлениях: к самобытности с
|
|
|
|