|
|
|
Этот либерализм выражался часто в самых детских формах. Во французской
биографии русской дамы, пользовавшейся потом известностью в парижском
образованном свете, генеральши Свечиной, биограф, член французской академии
гр. де Фаллу, передает такой любопытный случай. Свечина, урожденная
Соймонова, была дочь влиятельного частного секретаря Екатерины, имевшего по
должности квартиру во дворце. Раз летом, в 1789 году, воротившись вечером,
Соймонов застал в своей квартире иллюминацию и спросил семилетнюю дочь, что
это значит. "Как же, папа, не признавать падение Бастилии и освобождение
бедных французских узников", - был ответ. Можно понять, о чем толковали
взрослые, среди которых вращалась девочка. Но господство этого либерализма
ни к чему не обязывало и ничему не научало: под новыми словами, новыми
вкусами и понятиями скрывалась прежняя черствость и грубость гражданского и
нравственного чувства, и эта черствость иногда обнаруживалась в самых
отталкивающих формах. Кн. Дашкова, в молодости так увлекавшаяся французской
литературой, блиставшая на директорском кресле Академии Наук, под старость,
поселившись в Москве, очерствела до того, что все свои чувства
сосредоточила на крысах, которых сумела приручить: она почти никого не
принимала, равнодушно относилась к судьбе своих детей, дралась с прислугой,
но несчастье с крысой трогало ее до глубины души. Начать Вольтером и
кончить ручной крысой умели только люди Екатерининского времени".
"Словом, у нас никогда не было такого цивилизованного варварства,
какое царило во второй половине XVIII в. Равнодушие к окружающему и утрата
чутья родной действительности были последним результатом умственного и
нравственного движения в дворянском обществе".
IV
"Непонимание действительности, - указывает О. Ключевский, -
постепенно развилось в более горькое чувство, и чем успешнее русский ум
|
|
|
|