|
|
|
В низших и средних ступенях масонства проповедуется демократизм: на
вершинах же главенствует личная диктатура, окруженная непроницаемой тайной.
Истинные цели и настоящую деятельность русских тайных революционных
обществ, и явных революционных партий, входивших в Орден Р. И., тоже знали
только одни главари. Рядовой член тайных обществ и революционных партий
действовавших явно, тоже, на каждом шагу, был отгорожен тайнами и
секретами, то есть происходило то же самое, что и в любой масонской ложе.
"Масонство, - говорил один из масонов на масонском Конвенте 1893
года, - не имеет намерения применять в собственной среде полностью учение
об индивидуальной свободе и независимости, необходимость которых оно
проповедует в мире непосвященных. Масонство есть организм борьбы, и, как
таковой, оно принуждено подчинить своих членов правилам дисциплины
необходимой для борьбы" (Copin-Albancelli. "Conjuration Juive contre Le
monde chretien". 176.).
Борясь против монархий идеей народовластия, сами масоны управляют
масонскими организациями при помощи единоличной диктатуры. Политические
партии, и особенно тайные революционные организации, создаваемые отдельными
политическими направлениями Ордена Р. И., в преобладающем большинстве
случаев, преследуя - на словах - борьбу за установление демократии, на
деле, в большинстве случаев, управлялись или единолично "вождями" и
"идеологами", или небольшой группой главарей, навязывавших свою волю
большинству членов организации. Никаким демократизмом среди революционных
организаций никогда и не пахло.
Рядовые члены интеллигентских тайных обществ, легальных и
полулегальных партий, знали только то, что считали им нужным сообщить
Чернышевские, Нечаевы, Милюковы и Ленины. И никогда не знали истинных
целей, которые на самом деле преследуют главари организации. В "Общих
правилах" "Катехизиса революционера", составленного, по мнению одних
исследователей, Бакуниным, а, по мнению других, - Нечаевым, говорится, что
|
|
|
|