Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

(Щепкиным) поехали к нему, как к необыкновенному гениальному человеку, у

которого что-то тронулось в голове... Вся Москва была о нем такого мнения"
(И. С. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания). Даже такой близкий
знакомый Гоголя, как С. Т. Аксаков, писал: "Увы, она превзошла все
радостные надежды врагов Гоголя и все горестные опасения его друзей. Самое
лучшее, что можно сказать о ней - назвать Гоголя сумасшедшим".
Эти отзывы доказывают насколько Гоголь своим христианским сознанием
опередил даже выдающихся людей современного ему общества и насколько это
общество было ниже Гоголя по религиозному сознанию. Пророческие
предсказания Гоголя и его пламенные призывы к большей христианизации жизни
России, современники восприняли, как плоды душевного помешательства. Гоголя
постигла судьба всех пророков, всех выдающихся людей намного опередившим в
своем умственном, религиозном и нравственном отношениях свое время. Только
очень немногие поняли истинную причину травли Гоголя и не покинули его. И.
С. Аксаков писал отцу, что по его мнению Гоголь в "выбранных местах"
"является, как идеал художника-христианина". Кн. П. Вяземский писал в
С.-Петербургских "Ведомостях", что "Выбранные места" - книга полезная и
нужная: "многое в ней, если не все, обращает читателя на самого себя,
заставляет его невольно заглянуть в душу, осмотреться, допросить, ощупать
себя". Да А. Григорьев позднее (в 1858 г.) отмечал, что историческая задача
Гоголя "заключалась в том, чтобы привести современников к полному
христианскому сознанию".
Среди иерархов Православной Церкви "Переписка с друзьями" не
встретила надлежащего понимания. Пророческий, проповеднический, страстный
характер книги Гоголя шел вразрез с застывшим духом официальной Церкви.
Книга Гоголя не подходила к духу казенного благополучия царившему в Синоде,
к которому принуждены были приноравливаться все иерархи. Современные Гоголю
церковные мыслители и иерархи прошли мимо книги Гоголя, не смогли понять,
что в его лице они имеют выдающегося пророка целостной православной