|
|
|
(Щепкиным) поехали к нему, как к необыкновенному гениальному человеку, у
которого что-то тронулось в голове... Вся Москва была о нем такого мнения"
(И. С. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания). Даже такой близкий
знакомый Гоголя, как С. Т. Аксаков, писал: "Увы, она превзошла все
радостные надежды врагов Гоголя и все горестные опасения его друзей. Самое
лучшее, что можно сказать о ней - назвать Гоголя сумасшедшим".
Эти отзывы доказывают насколько Гоголь своим христианским сознанием
опередил даже выдающихся людей современного ему общества и насколько это
общество было ниже Гоголя по религиозному сознанию. Пророческие
предсказания Гоголя и его пламенные призывы к большей христианизации жизни
России, современники восприняли, как плоды душевного помешательства. Гоголя
постигла судьба всех пророков, всех выдающихся людей намного опередившим в
своем умственном, религиозном и нравственном отношениях свое время. Только
очень немногие поняли истинную причину травли Гоголя и не покинули его. И.
С. Аксаков писал отцу, что по его мнению Гоголь в "выбранных местах"
"является, как идеал художника-христианина". Кн. П. Вяземский писал в
С.-Петербургских "Ведомостях", что "Выбранные места" - книга полезная и
нужная: "многое в ней, если не все, обращает читателя на самого себя,
заставляет его невольно заглянуть в душу, осмотреться, допросить, ощупать
себя". Да А. Григорьев позднее (в 1858 г.) отмечал, что историческая задача
Гоголя "заключалась в том, чтобы привести современников к полному
христианскому сознанию".
Среди иерархов Православной Церкви "Переписка с друзьями" не
встретила надлежащего понимания. Пророческий, проповеднический, страстный
характер книги Гоголя шел вразрез с застывшим духом официальной Церкви.
Книга Гоголя не подходила к духу казенного благополучия царившему в Синоде,
к которому принуждены были приноравливаться все иерархи. Современные Гоголю
церковные мыслители и иерархи прошли мимо книги Гоголя, не смогли понять,
что в его лице они имеют выдающегося пророка целостной православной
|
|
|
|