Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

сочувствием, со смехом, со спорами... и трех-четырех верований, уважений,

как не бывало". "Нигилизм, как понимает его реакция, - свидетельствует
Герцен, - появился не со вчерашнего дня, - Белинский был нигилист в 1838
году - он имел все права на этот титул" ("Новая фаза русской литературы").
С такой же силой, с какой Бакунин, уверовал в спасительность магии
анархизма, Белинский уверовал в спасительность магии социализма. "Увы, друг
мой, - пишет Белинский в июне 1841 года Боткину, - я теперь забился в одну
идею, которая поглотила и пожрала меня всего". "Во мне развилась какая-то
дикая, бешенная фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой
личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и
доблести". "Я понял и Французскую революцию и ее римскую помпу, над которой
прежде смеялся. Понял и кровавую любовь Марата к свободе, его кровавую
ненависть ко всему, что хотело отделяться от братства с человечеством хоть
коляскою с гербом". "Итак, - пишет он в другом письме Боткину, - я теперь в
новой крайности, - это идея социализма, которая стала для меня идеей,
бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания. Все из нее,
для нее и в ней. Она вопрос и решение вопроса. Она (для меня) поглотила и
историю, и религию, и философию".
Н. И. Сатин писал Белинскому в 1837 году из Ставрополя: "Не я ли
говорил тебе, что польза, сделанная без любви, не есть добро положительное.
Жалки те люди, которые сомневаются в этом". Белинский и был одним из таких
людей.
В другом письме, написанном в том же году, Сатин пишет ответившему
на его первое письмо Белинскому: "Во многих твоих истинах проглядывают
давно знакомые, родные истины, но ты воображаешь их гиперболически, с
фанатизмом дервиша, а не со смирением философа. Я убежден, мы верим в одну
истину, мы стремимся к одной цели, но ты, Белинский, извини, ты - Марат
философии...
...У тебя все (да, все, и немецкие философы включительно) -