|
|
|
культуры, выдающегося проповедника идеи третьего Рима. Только немногие
церковные мыслители и писатели Николаевской эпохи сумели понять кого Россия
имеет в лице Гоголя. Но поняв, не стали добиваться, чтобы официальная
Церковь правильно расценила Гоголя.
* * *
Образ русской тройки, несущейся неведомо куда, не просто поэтический
образ, а символический образ:
"Не так ли ты, Русь, - писал Гоголь, - что бойкая необгонимая тройка
несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и
остается позади. Остановится пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния
ли это, сброшенная с неба? Что значит это НАВОДЯЩЕЕ УЖАС ДВИЖЕНИЕ и что за
неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?.. Русь, КУДА
несешься ты? Дай ответ! НЕ ДАЕТ ОТВЕТА. Чудным звоном заливается
колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит
мимо все, что есть на земле, и косясь постараниваются и дают ей дорогу
народы и государства".
Русская тройка, направлена рукой Петра I на запад и уже много
поколений она несется туда, вон из родных просторов. Пушкин, Николай I,
славянофилы пытались задержать ее наводящее ужас движение, но им удалось
только немного задержать ее роковой бег, но они не смогли повернуть ее
обратно в родные просторы...
III. БОРЬБА СЛАВЯНОФИЛОВ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУССКИХ САМОБЫТНЫХ ТРАДИЦИЙ
I
"Странный вы народ, русские, - сказал однажды одному из западников
образованный француз, выслушав его умственные расшаркивания перед Европой,
|
|
|
|