Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

направления, которое берет свое начало в Духовном Регламенте Петра I. И в

силу этого он никак не может быть ни представителем НОВОГО Направляющего
Света, ни святоотечески выдержанным иерархом. В статье "Минувший век"
("Прав. Путь") архим. Константин сам же утверждал, что "Период
Императорской нашей истории являет картину ширящегося и углубляющегося
процесса отчуждения от Церкви, как образованного общества, так и народа, к
светскому образованию привлекаемого". А в статье "Профессор-Крестоносец"
("Прав. Путь" за 1951 г.) он не менее справедливо утверждает, что
Петербургский период "наложил свой отпечаток на всю Церковь сделав из нее
высоко официальное учреждение, пышное и холодное". Митрополит Филарет и был
как раз типичным представителем пышной, но холодной официальной Церкви, не
святоотеческим выдержанным представителем Православия, а наследником
западнических соблазнов, как это свидетельствует его богословие.

VIII

Когда Киреевский вместо того, чтобы спасать мир и человечество спас
сам себя, и из русского европейца, поклонника философии Баруха Спинозы,
стал по примеру предков, снова православным русским, Герцен так
характеризовал его: "И этого человека, твердого и чистого, как сталь,
разъела ржа страшного времени. Через десять лет он возвратился из своего
отшельничества мистиком и православным". И дальше Герцен с цинизмом
признается, что разделяет его и его последователей от Киреевского и других
славянофилов: "...Между ним и нами была церковная стена".
Царский путь русской мысли, духовным подвигом Гоголя и славянофилов,
от духовного подражательства шел к сознанию всей огромной ценности
Православия и "если он оказался узкой заросшей тропинкой, виной был
политический вывих русской жизни", как это признает духовный потомок
Герцена Г. Федотов в статье "Трагедия интеллигенции" (сб. "Новый Град").