|
|
|
нет журнальной статьи, где незаметно было бы влияние немецкого мышления;
десятилетние мальчики говорят о конкретной объективности..."
"...Имя Гегеля, - вспоминает Фет, - до того стало популярным на
нашем верху, что сопровождавший временами нас в театр слуга Иван, выпивший
в этот вечер не в меру, крикнул при разъезде вместо: "коляску Григорьева" -
"коляску Гегеля!" С той поры в доме говорилось о том, как о Иване
Гегеле..." Этот комический эпизод очень верно передает атмосферу увлечения
Гегелем в России в сороковых годах. Можно было себе представить, сколько
было крику о Гегеле, если даже пьяный слуга кричит, чтобы подавали коляску
Гегелю.
"...Люди, любившие друг друга, расходились на целые недели, -
сообщает Герцен, - не согласившись в определении "перехватывающего духа",
принимали за обиду мнения об "Абсолютной личности и ее по себе бывшие". Все
ничтожнейшие брошюры, выходившие в Берлине и других губернских и уездных
городах немецкой философии, где только упоминалось о Гегеле, выписывались,
зачитывались до дыр, до пятен, до падения листов в несколько дней... как...
заплакали бы все эти забытые Вердеры, Маргейнеке, Михелете, Отто, Башке,
Шиллеры, Розенкранцы и сам Арнольд Руге, если бы они знали, какие побоища и
ратования возбудили они в Москве, между Маросейкой и Моховой, как их читали
и как их покупали"...
Увлечение Гегелем приняло форму общественной истерии, форму,
напоминавшую своей силой общественные истерии в Европе, в Средние века. "Я
гегелист, как он, как все", - высмеивал это увлечение немецким идеализмом,
Григорьев в своей пьесе "Два эгоизма".
Прав Чижевский, когда говорит, что душевную атмосферу русских
философских кружков можно назвать: энтузиастической, "эксхатологической",
"романтической" и "фантастической". Это была, действительно, фантастическая
эпоха. Новоявленные философы желали немедленно воплощать свои философские
идеалы в жизнь. И. С. Тургенев однажды несколько часов яростно спорил с
|
|
|
|