|
|
|
спиной Нечаев!), Ткачев, Ленин. В ордене различные психологические типы".
Что же сближает различных людей, членов Ордена интеллигенции? На
этот вопрос Е. Юрьевский дает следующий верный ответ:
"...Авторы, судившие русскую интеллигенцию, призывавшие ее к
самопознанию, самокритике, не делали никакого различия между группами и
направлениями, входившими в орден. Для них это единый блок. Различия в нем
стерты общим, что по их мнению, объединяло всею интеллигенцию. Но в этом
общем они с минимумом внимания остановились на том, что действительно
является общим знаменателем у самых разнородных групп "ордена". Имею ввиду
их отношение к сложному понятию, сложному явлению, особому течению жизни,
определяемому словом эволюция. Умственное и чувственное ее приятие было
абсолютно чуждо всей русской интеллигенции. Это самая характерная основная
черта ее физиономии, в тот или иной момент, в акте или рассуждении, у всех
видов интеллигенции проявлявшаяся. Нельзя, например, в народоправцах,
народных социалистах, близких к ним интеллигентах-трудовиках - видеть
максималистов. Все же они - бесспорно члены ордена, и как все оттенки с
максималистическими программами, психологически, нутром, не принимали путь
эволюции. В ней все всегда видели нечто, "применительно к подлости",
скверно ползучее. Представление об эволюции, "медленным шагом, робким
зигзагом" (слова из стихотворения, кажется, Мартова) вызывало чувство
омерзения, тошноты.
Никакая "дарвинистическая" теория эволюции, входившая у большинства
интеллигенции необходимой частью в "цельное мировоззрение", не могла
побороть эту тошноту. Самое слово эволюция было изгнано из политического
словаря интеллигенции, а когда о ней говорилось, она появлялась с
неизбежной эсхатологической начинкой, с революционным "скачком" чрез
исторический барьер, с той диалектической "алгеброй революции, которая, по
убеждению Герцена, "необыкновенно освобождала человека и не оставляла камня
на камне от мира христианского". Эволюция требует известных компромиссов,
|
|
|
|