|
|
|
имевший силы и власти карать тех, которые сегодня верят так, как вчера
верил сам Белинский. А Дзержинский - это тот же самый духовный тип русского
фанатика-утописта, имеющего силу и власть карать всех, кто думает не так
как он.
Гончаров, в статье "Заметки о личности Белинского" свидетельствует,
что Белинский "всматриваясь и вслушиваясь в неясный еще тогда и новый у нас
слух и говор о коммунизме, он наивно, искренне, почти про себя, мечтательно
произнес однажды: "Кончено, будь у меня тысяч сто, их не стоило бы
жертвовать, - но будь у меня миллионы, я отдал бы их". Кому, куда отдал бы?
В коммуну, для коммуны, на коммуну? Любопытно было бы спорить, в какую
кружку положил бы он эти миллионы, когда одно какое-то смутное понятие
носилось в воздухе, кое-как перескочившее к нам через границу, и когда
самое название "коммуны" было еще для многих ново. А он готов был класть в
кружку миллионы - и положил бы, если бы они были у него и если бы была
кружка".
Насильственное приведение глупых людей к социалистическому счастью,
которое развивал в своих письмах Белинский - это готовая программа героя
"Бесов" Шигалева, и будущая программа члена Ордена Р. И. - Ленина,
Дзержинского и всех остальных членов Ордена, принявших активное участие в
строительстве социализма на руинах Российской Империи.
Комментируя заявление Белинского, что он готов любить человечество
"по-маратовски; чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется,
огнем и мечем истребил бы остальную", Бердяев пишет: "Белинский
предшественник большевистской морали". "В Белинском был уже потенциальный
марксист". "Белинский - центральная фигура в истории русской мысли XIX
века. И он более других должен быть поставлен в идейную генеалогию русского
коммунизма, как один из его предшественников, гораздо более чем Герцен и
др. люди 40-х и даже 60-х годов. Он близок к коммунизму не только по своему
моральному сознанию, но и по социальным взглядам". "По Белинскому можно
|
|
|
|