|
|
|
одной стороны, к подражательности с другой. Вообще можно заметить, что все
лучшие и сильнейшие умы, все те, которые ощущали в себе живые источники
мысли и чувства, принадлежали к первому стремлению; вся бездарность и
бессилие - ко второму".
"...Это не система, а факт исторический. Правда многие, даже
даровитые, даже великие деятели нашей умственной жизни, были, слабостью
мысли, соблазном жизни общественной и особенно, так называемого, высшего
просвещения, увлечены в худшее стремление; но все от него отставали,
обращаясь к высшему, к более плодотворному началу. Таково было развитие
Карамзина и Пушкина".
Таково же было развитие и многих других выдающихся деятелей русской
культуры; в том числе самих славянофилов. И они, как и Пушкин и Карамзин, в
юности прошли через увлечение европейской философией, атеизмом и т.д.
Анализируя неудачи европейского просвещения в России А. Хомяков
пишет: "Прежнее стремление нашей образованности, кончило свой срок. Оно
было заблуждением невольным, может быть, неизбежным, наших школьных годов.
Я не говорю, чтобы не только все, но дальше большинство получило уже новые
убеждения и сознало бы внутреннюю духовную жизнь русского народа - как
единственное и плодотворное начало для будущего просвещения; но можно
утвердительно сказать, что из даровитых и просвещенных людей не осталось ни
одного, кто бы не сомневался в разумности наших прежних путей". "Ибо, -
указывал А. Хомяков, - закон развития умственного - в вере народной, то
есть в высшей норме его духовных понятий". ("Мнение русских об
иностранцах").
В "Разговоре в Подмосковной" (1856 г.) А. Хомякова, один из героев
Тульнев, говорит:
"Подите-ка скажите французу или англичанину, или немцу, что он
должен принадлежать своему народу: уговаривайте его на это, и вы увидите,
что он потихоньку будет протягивать руку к вашему пульсу с безмолвным
|
|
|
|