Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум

и воля, и чувство и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и
справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается В ОДНО ЖИВОЕ
ЕДИНСТВО, и таким образом восстанавливается существенная личность человека
в ее первоначальной неделимости".
Спасение России, по мнению И. Киреевского, заключается в
освобождении ее умственной жизни "от искажающих влияний постороннего
просвещения". "Глубокое, живое и чистое любомудрие св. Отцов представляет
зародыш высшего философского начала: простое развитие его, соответственно
современному состоянию науки и, сообразное требованиям и вопросам
современного разума, составило бы само собой новую науку мышления".
Киреевский и Хомяков понимали, что русская мысль более глубоко укорененная
в христианстве, чем западная, способна выдвинуть новые начала в философии и
других областях умственной деятельности. Спасение России - в развитии
православного просвещения и православной культуры, а не в подражании
культуре европейской. России необходимо, чтобы "православное просвещение
овладело всем умственным движением современного мира, чтобы, обогатившись
мирской мудростью, истина христианская тем полнее и торжественнее явила
свое господство над относительными истинами человеческого разума".
Хомяков многократно развивает взгляд, что история требует, чтобы
Россия "выразила те всесторонние начала, из которых она выросла".
Православие дало русскому духу то, что давно уже утратила Европа -
целостность. Основная идея А. Хомякова та же, что и Гоголя: ЦЕЛЬНОЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТРОЕНО ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВИЯ.
Борясь за восстановление цельности души образованного русского
человека, славянофилы только следовали по следам проложенным выдающимся
церковным деятелем Московской Руси, Нилом Сорским, за много веков до нас
писавшим: "И самая же добрая и благолепная деланна с разсуждением подобает
творити и во благое время... Бо и доброе на злобу бывает ради безвременства