|
|
|
части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум
и воля, и чувство и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и
справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается В ОДНО ЖИВОЕ
ЕДИНСТВО, и таким образом восстанавливается существенная личность человека
в ее первоначальной неделимости".
Спасение России, по мнению И. Киреевского, заключается в
освобождении ее умственной жизни "от искажающих влияний постороннего
просвещения". "Глубокое, живое и чистое любомудрие св. Отцов представляет
зародыш высшего философского начала: простое развитие его, соответственно
современному состоянию науки и, сообразное требованиям и вопросам
современного разума, составило бы само собой новую науку мышления".
Киреевский и Хомяков понимали, что русская мысль более глубоко укорененная
в христианстве, чем западная, способна выдвинуть новые начала в философии и
других областях умственной деятельности. Спасение России - в развитии
православного просвещения и православной культуры, а не в подражании
культуре европейской. России необходимо, чтобы "православное просвещение
овладело всем умственным движением современного мира, чтобы, обогатившись
мирской мудростью, истина христианская тем полнее и торжественнее явила
свое господство над относительными истинами человеческого разума".
Хомяков многократно развивает взгляд, что история требует, чтобы
Россия "выразила те всесторонние начала, из которых она выросла".
Православие дало русскому духу то, что давно уже утратила Европа -
целостность. Основная идея А. Хомякова та же, что и Гоголя: ЦЕЛЬНОЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТРОЕНО ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВИЯ.
Борясь за восстановление цельности души образованного русского
человека, славянофилы только следовали по следам проложенным выдающимся
церковным деятелем Московской Руси, Нилом Сорским, за много веков до нас
писавшим: "И самая же добрая и благолепная деланна с разсуждением подобает
творити и во благое время... Бо и доброе на злобу бывает ради безвременства
|
|
|
|