|
|
|
тот день: и порешил в своем уме, если Богу угодно, что потрачу все свои
войска и свою казну, пролью свою кровь до последней капли, но постараюсь
освободить их". На все это вельможи ответили ему: "Господи, даруй по
желанию сердца твоего" (Московское государство при царе Алексее Михайловиче
и патриархе Никоне, по запискам архидиакона Павла Алеппского. Соч. Ив.
Оболенского. Киев, 1876 г. Стр. 90)
VI
Взяв в виде руководящего религиозно-политического идеала - идеал
Святой Руси - русский народ выбрал один из самых трудно достижимых идеалов,
этим, во многом, объясняется трагичность хода русской истории: реализовать
этот идеал трудно, а отказаться от него, русские, по складу своей души,
оформленной Православием не могут.
"Светскости, отчужденной от Церкви не знала Москва. Обособленного от
Церкви на Москве ничего не найдешь, как ни шарь по самым потаенным
закоулкам. Если что и оказалось как бы вне Церкви, то не в смысле
действительной вне-церковности, а в плане церковно-окрашенной борьбы.
Равнодушной к Церкви самобытности нельзя представить себе на фоне
московской жизни". (Архим. Константин. "Империя Росс. и Св. Русь". Сб.
"Прав. Русь" за 1958 г.).
Западничество Петра было бунтом против московского Православия. "То
была драма - не только личная Петра: общенациональная, Европеизация с
неотвратимостью рока легла на Россию. Не внешний облик меняла она русской
жизни. Она колебала основы внутреннего мира, упраздняя сплошную целостность
церковного сознания, которую, как благодатное свойство русского народа, в
его позднем, но одновременно-всеобщем принятии христианства распознал перед
лицом соблазна европейских ересей, св. Иосиф Волоцкий. Петровская Реформа
ни от кого не требовала неверности Православию, но она отменяла всеобщую
|
|
|
|