|
|
|
X
Гоголь выступил как защитник исконных русских традиций, как поборник
идеи Святой Руси, как пророк целостной православной культуры. В своей книге
Гоголь ничего не говорил о необходимости поставить во главу будущего
государственного строительства идею Третьего Рима. Но вся книга - страстный
призыв к соблюдению верности идее Третьего Рима.
Гоголь утверждает, что Православие должно "определять все поведение
и семьи, и общества, и государства - каждого отдельного элемента. Церковь
не мыслится отдельно от государства, которое не мыслится, в свою очередь,
раздельно от Царя, находящегося в таинственно-благодатной неотрывности от
Церкви - и весь народ в целом обнимается началом служения Веры, в этом видя
и задачу каждого отдельного человека, спасающего свою душу в этом святом
общении..." Гоголь восстанавливает основные черты идейного завета русского
прошлого - "московское все воплотившееся в творении митр. Макария" - Русь
должна стремиться стать подлинно христианским государством.
"В эпоху всесокрушающего похода радикализма на Церковь, государство,
семью и национальную самобытную культуру - великий писатель имел мужество
выступить в защиту ниспровергаемых нравственных и политических традиций
русского народа. Он отлично сознавал, что за спиной "передовой"
интеллигенции стояли темные силы, с сатанинской злобой рывшие могилу
русскому народу" (Г. Сидамон. "Осмеянный пророк).
Такая книга, как "Переписка с друзьями" не могла, конечно, не
привести в ярость и негодование всех: врагов Православия и всех
псевдохристиан, ханжей и лицемеров, которых антихристианская
крепостническая. действительность породила в великом изобилии. Лицемерам,
ханжам, и мнимым христианам книга была страшным укором, скрытым и открытым
врагам Православия - грозным предупреждением.
|
|
|
|