|
|
|
VII
Ко времени запрещения масонства Николаем I, часть русского
образованного общества окончательно оторвалась от русской духовной почвы и
привыкла мыслить категориями европейской философии, совершенно не считаясь
с русскими духовными традициями. Поэтому запрещение масонства мало что
могло изменить. После; запрещения масонства денационализировавшаяся часть
дворянства продолжала развиваться духовно в направлении подсказанном ему
вольтерьянством и масонством, следуя тенденции перевращать все новые
западные философские и политические учения, в "религиозные догмы". Оно было
настолько умственно порабощено вольтерьянством и масонством, что могло
развиваться в русле масонских идей уже самостоятельно, могло обойтись и без
руководства со стороны открыто существующих масонских лож.
Идейное влияние масонства на деятельность членов Ордена Р. И.
продолжало осуществляться, но иными, скрытыми путями. Оно шло через
нелегальные ложи, продолжавшие существовать все время в России, через
русских масонов вступивших в иностранные ложи, через общение идеологов
Ордена и руководителей тайных революционных организаций с иностранными
масонами и руководителями иностранных революционных организаций Запада,
усвоивших политические и социальные доктрины масонства и руководимые тайно
масонством, усваивая, часто того и не сознавая, масонскую тактику и
стратегию борьбы против религии и монархий.
Основную массу членов Ордена первого призыва составили духовные
отпрыски русских вольтерьянцев и масонов. Воспитанные на масонских идеях,
сделавшие своими святыми масонов-декабристов, они шли дальше по проложенной
русскими вольтерьянцами и масонами дороге. Отвернувшись от Православия они
придали усвоенными ими западным учениям характер религиозных догматов.
"Оставьте стариков и взрослых, - говорится в масонских директивах, -
идите к молодым". Масоны хорошо знали специфические черты, свойственные
|
|
|
|