Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

VII


Ко времени запрещения масонства Николаем I, часть русского
образованного общества окончательно оторвалась от русской духовной почвы и
привыкла мыслить категориями европейской философии, совершенно не считаясь
с русскими духовными традициями. Поэтому запрещение масонства мало что
могло изменить. После; запрещения масонства денационализировавшаяся часть
дворянства продолжала развиваться духовно в направлении подсказанном ему
вольтерьянством и масонством, следуя тенденции перевращать все новые
западные философские и политические учения, в "религиозные догмы". Оно было
настолько умственно порабощено вольтерьянством и масонством, что могло
развиваться в русле масонских идей уже самостоятельно, могло обойтись и без
руководства со стороны открыто существующих масонских лож.
Идейное влияние масонства на деятельность членов Ордена Р. И.
продолжало осуществляться, но иными, скрытыми путями. Оно шло через
нелегальные ложи, продолжавшие существовать все время в России, через
русских масонов вступивших в иностранные ложи, через общение идеологов
Ордена и руководителей тайных революционных организаций с иностранными
масонами и руководителями иностранных революционных организаций Запада,
усвоивших политические и социальные доктрины масонства и руководимые тайно
масонством, усваивая, часто того и не сознавая, масонскую тактику и
стратегию борьбы против религии и монархий.
Основную массу членов Ордена первого призыва составили духовные
отпрыски русских вольтерьянцев и масонов. Воспитанные на масонских идеях,
сделавшие своими святыми масонов-декабристов, они шли дальше по проложенной
русскими вольтерьянцами и масонами дороге. Отвернувшись от Православия они
придали усвоенными ими западным учениям характер религиозных догматов.
"Оставьте стариков и взрослых, - говорится в масонских директивах, -
идите к молодым". Масоны хорошо знали специфические черты, свойственные