|
|
|
предназначила выразить собою в самом ярком типе этот разрыв с народом
огромного большинства образованного нашего сословия. В этом смысле это тип
исторический. Отделяясь от народа они естественно потеряли и Бога.
Беспокойные из них стали атеистами; вялые и спокойные - индифферентными. К
русскому народу они питали лишь одно презрение, воображая и веруя в то же
время, что любят и желают ему всего лучшего. Но они любили его
отрицательно, воображая вместо него какой-то идеальный народ, каким бы
должен быть, по их понятиям, русский народ. Этот идеальный народ невольно
воплощался тогда у иных передовых представителей большинства в парижскую
чернь девяносто третьего года. (Год начала Французской революции. - Б.
Б.). Тогда это был самый пленительный идеал народа. Разумеется, Герцен
должен был стать социалистом и именно как русский барин, то есть безо
всякой нужды и цели, а из одного только "логического течения идей" и от
сердечной пустоты на родине. Он отрекся от основ прежнего общества;.
отрицал семейство и был, кажется, хорошим отцом и мужем. Отрицал
собственность, а в ожидании успел устроить дела свои и с удовольствием
ощущал за границей свою обеспеченность. Он заводил революции, и подстрекал
к ним других, и в то же время любил комфорт и семейный покой. Это был
художник, мыслитель, блестящий писатель, чрезвычайно начитанный человек,
остроумец, удивительный собеседник (говорил он даже лучше, чем писал) и
великий рефлектор. Рефлекция, способность сделать из самого глубокого
своего чувства объект, поставить его перед собою, поклониться ему, и сейчас
же, пожалуй, и надсмеяться над ним, была в нем развита в высшей степени.
Без сомнения это был человек необыкновенный, но чем бы он ни был - писал ли
свои записки, издавал ли журнал с Прудоном, выходил ли в Париже на
баррикады (что так комически описал); страдал ли, радовался ли, сомневался
ли, посылал ли в Россию, в шестьдесят третьем году, в угоду полякам свое
воззвание к русским революционерам, в то же время не веря полякам и зная,
что они его обманули, зная, что своим воззванием он губит сотни этих
|
|
|
|