Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

подражание как в жизни культурной, так и в деятельности государственной.

Так как стремление к просвещению на Руси существовало до Петра, то "выходит
такое заключение, что все, что было истинного в делах и реформах Петра, -
принадлежит не ему, а все остальное принадлежит ему" (К. С. Аксаков).
Академик Платонов, как и все ученые его поколения, выполнявший
идейные заказы Ордена Р. И., конечно заявляет себя идейным противником
славянофилов и не разделяет основных идейных положений славянофилов,
которые, как это кажется академику Платонову, неверно "мыслили историю
человечества, как цепь сменявших одна другую национальных цивилизаций, и
стремились определить самобытное содержание и "дух" цивилизации русской,
которую будто бы извратил своей реформой Петр".
"Дух" же западников Платонов формулирует так: "Западники верили в
единство мировой цивилизации, на вершинах которой ставили культуру
современной им Германии ("Иерусалима новейшего человечества", - как
выражался Белинский). Для западников древняя Русь, не знавшая этой
германской (или вообще западной) культуры, была страной неисторической,
лишенной прогресса, осужденной на вечный застой. Эту "азиатскую" страну из
вековой косности вывел Петр. Силою своего гения он сразу приобщил ее к
последним достижениям общечеловеческой цивилизации и создал ей возможность
дальнейшего прогресса. Роль Петра в русской истории поэтому громадна и
благодетельна".
Идеологи славянофилов считали подобные взгляды западников
исторически неверными и оскорбительными для русского народа, носителя
самобытной русской культуры по своим духовным устремлениям нисколько не
низшей, чем германо-романская цивилизация.
К революционному перевороту совершенному Петром I славянофилы
отнеслись отрицательно. Одни из них, как Хомяков осуждали Петра
снисходительно, другие как К. Аксаков, более сурово. Но все славянофилы
одинаково считали, что государственный строй созданный Петром угашает