|
|
|
связанность русских людей церковным сознанием". (Архим. Константин.
"Роковая двуликость Имперской России". "Прав. путь", 1957 г.). "Трагедия
Императорской России и заключалась в том, что утрачивала она, даже и
оставаясь щитом Святой Руси - видеть ее истинную природу. Не отсюда ли
разрыв традиций церковного искусства - буквально возникший с началом
Петербургского периода? СВОЕЙ жизнью начинала жить Императорская Россия -
СВОЕЙ продолжала жить Святая Русь". ("Империя Россия и Святая Русь", стр.
19).
Русская душа, в лучших своих чертах, оформлена и отшлифована
Православием. Целостный, гармонический склад русской души - дело
Православия. Православие - первое и последнее духовное увлечение русского
народа. Поэтому судьба русского народа слита с судьбами Православия и
вытекающей из него религиозно-национальной идеей о Святой Руси. Цветет
Православие и питает своими живительными соками русскую жизнь и русскую
культуру - цветет и русская культура. Никнет Православие, вскоре никнет и
вянет и русская жизнь. Н. Лосский в книге "Достоевский и его христианское
миропонимание" пишет: "Русский человек может совершать великие подвиги во
имя Абсолютного идеала, но он может и глубоко пасть, если утратит его".
Между творческой силой русского и его поступками "не стоит, как
ограничивающий и направляющий фактор, его эмпирический характер, не
помогает устраивать жизнь легко в привычных формах, но зато и не стесняет
свободы" (стр. 374). Безмерность, в которой так часто незаслуженно обвиняют
русских не есть постоянная, неизменная черта русского национального
характера. Она проявляется только тогда, когда русский, в силу каких-либо
причин, утратит веру в Абсолютный идеал к которому тянется его душа,
значительно более сложная и глубокая, чем душа европейца и американца.
Только в этом случае русский человек нарушает меру и решает раз: "Нет
ничего - тогда и не надо ничего".
|
|
|
|