|
|
|
XVIII и XIX столетий усваивал себе плоды чужих идей, тем скучнее и
непригляднее казалась ему своя родная действительность. Она была так
непохожа на мир, в котором выросли его идеи. Он никак не мог примириться с
родной обстановкой, и ему ни разу не пришло в голову, что эту обстановку он
может улучшить упорным трудом, чтобы приблизить ее к любимым идеям, что и
на Западе эти идеи не вычитаны в уютном кабинете, а выработаны потом и
политы кровью.
Так как его умственное содержание давалось ему легко, так как он
брал его за деньги, как брал все из магазина, то он не мог подумать, что
идея есть результат упорного и тяжелого труда поколений. Почувствовав
отвращение к родной действительности, русский образованный ум должен был
почувствовать себя одиноким. В мире у него не было почвы. Та почва, на
которой он срывал философские цветки, была ему чужда, а та, на которой он
стоял, совсем не давала цветов. Тогда им овладела та космополитическая
беспредельная скорбь, которая так пышно развивалась в образованных людях
нашего века".
Вот откуда идут декабристы, а раньше их течения, возглавляемые
Радищевым и Новиковым, а за ними Обломовы, Онегины, Печорины, Тентениковы,
Бельтовы и пр. Оценка русской истории из хода европейской истории и
европейских идей поставила русского интеллигента в нелепое отношение к
русской действительности. "Для нас важно, - пишет В. Ключевский, - в какое
отношение к действительности ставили русского человека заграничные идеи.
Между первой и последней не было ничего общего! Русская действительность
создавалась без всякой связи с действительностью Западной Европы. Русские
народные понятия текли не из тех источников, из которых вытекали идеи
французской просветительной литературы. Русский образованный человек
вращался в русской действительности, на его плечах тяготели факты русского
прошлого, от которого он никуда уйти не мог, ибо эти факты находились в нем
самом, а ум его наполнен был содержанием совсем другого происхождения,
|
|
|
|