Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

русского православного мировоззрения. Но это был не просто призыв к

"новому", всегда кажущемуся прогрессивным, а к старым, но вечно новым путям
Православия..
А призыв к "новизне", которая слышится в старине, никогда не в
почете у молодежи. Хомяков с горечью констатировал пристрастность
нарождавшейся интеллигенции ко всякого рода "новизне". "Мы все новенькие с
иголочки, - писал он про образованный слой своей эпохи, - старина у
народа". "Эта старина живет. Нет нужды, чтобы найти ее углубиться в
изыскании прошлого, быльем поросшего. Старина - жизненное начало Руси"...
"Жизнь наша цела и крепка. Она сохранена, как неприкосновенный залог, тою
многострадальной Русью, которая не приняла еще в себя нашего скудного
полупросвещения".
Уровень религиозного сознания высших слоев общества, Николаевской
эпохи, не соответствовал тем историческим задачам, которые предстояло ему
решить. По путям намеченным Пушкиным, Гоголем и славянофилами пошли только
немногие представители дворянства. Помещик Мотовилов стал служкой Серафима
Саровского. Помещик М. В. Мантуров по совету Серафима Саровского роздал все
свое имущество и ушел из мира. Представитель старинного дворянского рода
Брянчанинов с разрешения Николая I ушел из корпуса и стал выдающимся
деятелем Церкви. Им написаны "Аскетические опыты", в которых он на
основании опыта св. Отцов изображает путь "внутреннего делания" и другие
сочинения. Можно назвать и еще несколько имен.
Но молодежь, в подавляющем большинстве своем пошла, за Герценом и
Белинским. Причин тут было несколько. Во-первых, многие из молодежи усвоили
взгляд своих отцов, воспитанных масонами и вольтерьянцами, что Самодержавие
является властью крепостнического дворянства, всегда поддерживало и всегда
будет поддерживать крепостной строй. Если это определение было верно для
того периода после Петровской революции, когда Самодержавие фактически не
существовало, то это определение совершенно не было верным для Николаевской