|
|
|
камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя". Когда
читаешь высказывания Герцена о христианстве и Православии, сразу
вспоминаются высказывания о христианстве масонов.
XV
В статье, помещенной в "Новом Русском Слове", Ю. Иваск, считающий
себя интеллигентом, утверждает: "Белинский не только критик. Он еще
интеллигент. Первый беспримесный тип этой "классовой прослойки" или этого
ордена, как говорил Бунаков-Фондаминский... Можно даже сказать, что он
отчасти создал интеллигенцию. Если Герцен был первым ее умом, то Белинский
- ее сердце, ее душа и именно потому он так дорог каждому интеллигенту".
"Самый ужасный урод, - говорит герой повести "Вечный муж"
Достоевского Ельчанинов, - это урод с благородными чувствами: я это по
собственному опыту знаю". Таким именно ужасным уродом с благородными
чувствами и был Белинский - "всеблажной человек, обладавший удивительным
спокойствием совести". "Если бы с независимостью мнений, - писал Пушкин, -
и остроумием своим соединял он более учености, более начитанности, более
уважению преданию, более осмотрительности, - словом более зрелости, то мы
имели бы в нем критика весьма замечательного". Но Белинский до конца своей
жизни никогда не обладал ни осмотрительностью, ни уважением к традициям, ни
тем более независимостью мнений.
"Голова недюжинная, - писал о нем Гоголь, - но у него всегда, чем
вернее первая мысль, тем нелепее вторая". Подпав под идейное влияние
представителей денационализировавшегося дворянства (Станкевича, Бакунина,
Герцена), которое, по определению Ключевского, давно привыкло "игнорировать
действительные явления, как чужие сны, а собственные грезы принимая за
действительность", Белинский тоже стал русским европейцем, утратил
способность понимать русскую действительность. Так с русской
|
|
|
|