|
|
|
"самоотвержение по внутреннему голосу души... вот жизнь религиозная... Все
наше достоинство в приближении к этой жизни". Белинский, перед тем, как
увлечься идеями социализма писал: "Отрешись от себя, подави свой эгоизм,
попри ногами твое своекорыстное "я", жертвуя всем для блага ближнего,
родины, для пользы человечества, люби истину и благо не для награды, но для
истины и блага и тяжким крестом выстрадай твое соединение с Богом, твое
бессмертие, которое должно состоять в уничтожении твоего "я", в чувстве
любви". Герцен писал: "Не Христа ли любит тот, кто любит Правду? Не Его ли
ученик, сам того не ведая, тот, чье сердце отверсто для сострадания и
любви. Не единственному ли Учителю, явившему в Себе совершенства любви и
самоотвержения, подражает тот, кто готов жертвовать счастьем и жизнью за
братьев?".
Сын нижегородского священника Добролюбов в юности - "чистенький и
аккуратный семинарист, верующий в Бога". Его юношеский дневник
свидетельствует о его склонности к аскетизму. Писарев одно время был членом
христианско-аскетического "Общества мыслящих людей".
Желябов заявил на суде: "Крещен в Православии, но православие
отрицаю, хотя сущность учения Иисуса Христа признаю. Эта сущность учения
среди моих нравственных побуждений занимает почетное место. Я верю в
истинность и справедливость этого учения и торжественно признаю, ЧТО ВЕРА
БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА ЕСТЬ и что всякий истинный христианин должен бороться за
правду, за право угнетенных и слабых и, если нужно, то за них пострадать,
такова моя вера" (Воронский. Желябов).
На начальном этапе своего идейного развития, эти слова Желябова мог
повторить почти каждый из юношей-идеалистов - членов Ордена Р. И. Описывая
увлечения утопическим социализмом в конце сороковых годов Достоевский
вспоминает: "Тогда понималось дело еще в самом РОЗОВОМ и
РАЙСКИ-НРАВСТВЕННОМ СВЕТЕ. Действительно правда, что зарождавшийся
социализм сравнивался тогда, даже некоторыми из коноводов его, с
|
|
|
|