|
|
|
понимания готовившейся второй части поэмы. Вместе с тем все более и более
созревали в уме его надежда и план наделить, наконец, беспутную русскую
жизнь кодексом великих правил и незыблемых аксиом, которые помогли бы ей
устроить свой внутренний мир на образец всем другим народы".
"Друг мой, - пишет Гоголь А. О. Смирновой в 1895 году из Карлсбада,
- я не люблю моих сочинений, доселе бывших и напечатанных, и особенно
"Мертвые души". Но вы будете несправедливы, когда будете осуждать за них
автора, принимая за карикатуру, насмешку над губерниями, так же, как прежде
несправедливо хваливши. Вовсе не губерния и не несколько уродливых
помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мертвых душ". Это
пока еще тайна, которая должна была вдруг к изумлению всех (ибо ни одна
душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах, если бы
Богу угодно было продлить жизнь мою и благословить будущий труд. Повторяю
вам вновь, что это тайна и КЛЮЧ ОТ НЕЕ ПОКАМЕСТ В ДУШЕ У ОДНОГО ТОЛЬКО
АВТОРА".
Но Белинский истолковывал все литературные произведения как
реалистические и сатирические, превращая творчество Гоголя в орудие борьбы
против царской власти. Появление "Выбранных мест из переписки", в которой
Гоголь заявил о своем истинном мировоззрении, было встречено создателями
Ордена непристойной руганью и непристойной клеветой. "Еще бы, - писал Б.
Ширяев в одной из своих статей. - "Перепиской" Гоголь выбил из-под них
почву - самого себя, которого они паразитарно облепили".
V
"Выбранные места из переписки с друзьями", несмотря на идейную
разбросанность книги - являются тем не менее цельной системой русского
религиозного миросозерцания. Основная, пронизывающая ее всю идея, та что
прежде, чем браться за улучшение общественный условий необходимо
|
|
|
|