Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

понимания готовившейся второй части поэмы. Вместе с тем все более и более

созревали в уме его надежда и план наделить, наконец, беспутную русскую
жизнь кодексом великих правил и незыблемых аксиом, которые помогли бы ей
устроить свой внутренний мир на образец всем другим народы".
"Друг мой, - пишет Гоголь А. О. Смирновой в 1895 году из Карлсбада,
- я не люблю моих сочинений, доселе бывших и напечатанных, и особенно
"Мертвые души". Но вы будете несправедливы, когда будете осуждать за них
автора, принимая за карикатуру, насмешку над губерниями, так же, как прежде
несправедливо хваливши. Вовсе не губерния и не несколько уродливых
помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мертвых душ". Это
пока еще тайна, которая должна была вдруг к изумлению всех (ибо ни одна
душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах, если бы
Богу угодно было продлить жизнь мою и благословить будущий труд. Повторяю
вам вновь, что это тайна и КЛЮЧ ОТ НЕЕ ПОКАМЕСТ В ДУШЕ У ОДНОГО ТОЛЬКО
АВТОРА".
Но Белинский истолковывал все литературные произведения как
реалистические и сатирические, превращая творчество Гоголя в орудие борьбы
против царской власти. Появление "Выбранных мест из переписки", в которой
Гоголь заявил о своем истинном мировоззрении, было встречено создателями
Ордена непристойной руганью и непристойной клеветой. "Еще бы, - писал Б.
Ширяев в одной из своих статей. - "Перепиской" Гоголь выбил из-под них
почву - самого себя, которого они паразитарно облепили".

V

"Выбранные места из переписки с друзьями", несмотря на идейную
разбросанность книги - являются тем не менее цельной системой русского
религиозного миросозерцания. Основная, пронизывающая ее всю идея, та что
прежде, чем браться за улучшение общественный условий необходимо