Масонство в России
   
 
       
начало 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247
 

"Кругом измена, трусость и обман".

Известный судебный деятель Кони, недолюбливавший Николая I, как и
многие представители русской интеллигенции и русского либерализма, тем не
менее пишет в "На жизненном пути", что "Освобождение крестьян было, как
известно, искренним желанием Николая I". Но "Бюрократическая и
законодательная рутина, опиравшаяся на УПОРНУЮ НЕПОДВИЖНОСТЬ ОБЩЕСТВА и на
страхи, создаваемые "пугливым воображением", ставили постоянные препятствия
для решительных шагов Государя".
В дневнике Государственного Секретаря Перетца приводятся слова,
сказанные однажды Александром II Милютину: "Покойный отец очень любил Павла
Дмитриевича (Киселева) и не раз был готов приступить к осуществлению
заветной мысли его - освободить крестьян; но беда в том, что большая часть
людей, окружавших батюшку, его пугала, обманывала" (стр. 20).

IV

"Он не готовился царствовать, - пишет проф. К. Зайцев, - но из него
вырос Царь, равного которому не знает русская история. Николай I был живым
воплощением русского Царя. Как его эпоха была золотым веком русской
культуры, так и он сам оказался центральной фигурой русской истории. Трудно
себе представить впечатление, которое производил Царь на всех, кто только с
ним сталкивался лицом к лицу. Толпа падала на колени перед его властным
окриком. Люди, ни в какой мере от него не зависящие, иностранцы, теряли
самообладание и испытывали вообще трудно объяснимое, а для них и вовсе
непонятное, по истине мистическое, чувство робости почтения. Мемуарная
литература сохранила бесчисленное количество свидетельств такого рода
("Согласие" №4", Лос-Анжелес).
Про Николая I можно сказать то же, что сказал Минье про Людовика
XVI: "Он, может быть, единственный из государей, который, не имея никаких