|
|
|
homme de LettresЉa, из которого к концу века выработался дворянин-философ,
масон и вольтерьянец. Этот дворянин-философ и был типическим представителем
того общественного слоя, которому предстояло вести русское общество по пути
прогресса. Поэтому необходимо обозначить его главные черты. Его
общественное положение покоилось на политической несправедливости и
венчалось житейским бездельем. С рук сельского дьячка учителя он переходил
на руки француза-гувернера, довершал образование в итальянском театре или
французском ресторане, применял приобретенные познания в петербургской
гостиной и доканчивал дни свои в московском или деревенском кабинете с
книжкой Вольтера в руках. С этой книжкой Вольтера где-нибудь на Поварской
или в Тульской деревне он представлял странное явление. Все усвоенные им
манеры, привычки, вкусы, симпатии, самый язык - все было чужое, привозное,
а дома у него не было никаких живых органических связей с окружающим,
никакого серьезного житейского дела. Чужой между своими, он старался стать
своим между чужими, был в европейском обществе каким-то приемышем. В Европе
на него смотрели, как на переодетого татарина, а дома видели в нем
родившегося в России француза" (В. Ключевский).
IX
Радищев, которого интеллигенты признают родоначальником Ордена был
масоном. "Таинственность их бесед, - пишет Пушкин в статье о Радищеве, -
воспламенила его воображение". Результатом этого "воспламенения" было
"Путешествие из Петербурга в Москву" по определению Пушкина "сатирическое
воззвание к возмущению".
Ближайшие предшественники интеллигенции, наиболее выдающиеся
идеологи и вожди декабристов, также были масонами. Когда русские войска,
после изгнания Наполеона пошли в Европу, многие из декабристов вступили во
французские и немецкие ложи. Масонка Соколовская в книге "Русское
|
|
|
|