|
|
|
Гоголь. Славянофилы сделали много в области развития православного
богословия и в области возрождения древнерусских идей, забытых после
Петровской революции. Заслуги их в этом деле несомненны. Но в их
мировоззрении было еще много следов европейского миросозерцания, оставшихся
от юношеской поры увлечения европейской философией.
XI
Православная реакция, о которой писал Пальмер Хомякову, не произошла
ни в царствование Николая I, ни при его преемниках и это было основной
причиной разразившейся в 1917 году катастрофы. Духовенство Николаевской
эпохи поступало также, как после поступало духовенство в следующие
царствования, вплоть до революции. "Русское духовенство, - писал митр.
Антоний, - настолько отвыкло от прямой защиты священных канонов и так
освоилось со своим рабским положением за 200 лет существования Синода, что
стало относиться довольно безучастно к этому главнейшему и настоятельному
своему общецерковному долгу (восстановление патриаршества) как будто бы это
дело его, т. е. русского духовенства, мало касалось..."
Все преобразовательные стремления Николая I, и его преемников,
иссякали у порога центральной задачи национального возрождения -
необходимости возрождения идеи Третьего Рима, каковая не могла быть
осуществлена без восстановления патриаршества. Только восстановление
патриаршества привело бы к восстановлению одной из важнейших традиций
подлинного Самодержавия - "симфонии двух властей".
Только решение центральной задачи религиозно-национального
возрождения создало бы необходимые предпосылки для правильного решения всех
остальных задач цель которых была бы та же самая - реставрация православной
сущности души русского человека. Тогда все реформы не носили бы характер
временных заплат, а носили бы единый целеустремленный характер
|
|
|
|