|
|
|
В сочинениях французских философов-просветителей (часть которых были
масоны. - Б. Б.) "удары направленные против живых и могущественных еще
остатков феодальной и католической старины, сопровождались обильным потоком
общих идей, общих мест. Эти общие идеи или общие места имели там, на своей
родине понятный условный смысл: там никто не забывал настоящего
практического значения свободы, равенства и других отвлеченных терминов,
которые противопоставляли существующим отношениям. Этими общими местами,
возвышенными отвлеченными терминами прикрывались очень реальные и часто
довольно низменные интересы обиженных классов общества.
Образованное русское дворянское общество было чуждо этих интересов.
Здесь нечего было разрушать, нужно было, напротив, все созидать, чтобы
устранить слишком новые, вчерашние злоупотребления, вкравшиеся в русскую
жизнь, и эти злоупотребления шли всего более от того самого сословия, верхи
которого так опрометчиво увлеклись модными либеральными произведениями
французской литературы. В таком положении из всего содержания этой
литературы ТОЛЬКО ОБЩИЕ МЕСТА, ОТВЛЕЧЕННЫЕ ТЕРМИНЫ и могли быть усвоены
русскими дворянскими умами. Но понятные в связи с живыми местными
интересами, эти условные общие места и отвлеченные термины, оторванные от
своей почвы, превращались в безусловные политические и моральные догматы,
которые заучивались без размышления и еще более отдаляли пропитавшиеся ими
умы от окружающей жизни, с которой они не имели ничего общего. Вот почему
наплыв этих идей из-за границы сопровождался у нас чрезвычайно важными
последствиями, УПАДКОМ ОХОТЫ К РАЗМЫШЛЕНИЮ И УТРАТОЙ ПОНИМАНИЯ ЖИВОЙ
РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
...Чужие слова и идеи избавляли образованное русское общество от
необходимости размышлять, как даровой крепостной труд избавлял его от
необходимости работать". (Там же, стр. 117).
"...Осадком этого влияния в русском обществе остался политический и
нравственный либерализм, не продуманный и не применимый ни в какой почве.
|
|
|
|