|
|
|
кое-что из того, что я и сам уже знал... Я заметил, что почти у всякого
образовалась в голове СВОЯ СОБСТВЕННАЯ РОССИЯ, и оттого бесконечные споры".
В обществе сорванном насильственно с свойственных его духу
органических путей политического, религиозного и социального развития,
возможны парадоксы любого рода. Всякого рода парадоксами была богата и
умственная жизнь оторвавшегося от народных традиций высшего русского
общества. Одним из таких парадоксов является отношение представителей
европеизировавшихся слоев крепостников к Православию. Принудив с помощью
насилий, и высшее и низшее духовенство убеждать закрепощенные слои народа,
что крепостнические порядки не противоречат духу учения Христа,
денационализировавшиеся слои крепостников сами же стали презирать униженную
официальную Церковь и ее лишенное свободы действий духовенство, пришли к
"убеждению", что нет возможности соединения прогрессивных убеждений с
Православием. И придя к этому дикому убеждению стали искать более
"прогрессивных" форм религии в разных формах масонства, разных видах
сектантства или католичества. Где угодно, и как угодно, - только не в
Православии.
"Хотя я еще не стар, - писал Хомяков английскому богослову Пальмеру,
- но помню время, когда в обществе оно (Православие. - Б. Б.) было
предметом глумления и явного презрения. Я был воспитан в благочестивой
семье и никогда не стыдился строгого соблюдения обрядов: это навлекало на
меня название лицемера, то подозрение в тайной приверженности к латинской
церкви: в то время НИКТО НЕ ДОПУСКАЛ ВОЗМОЖНОСТИ СОЕДИНЕНИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ
УБЕЖДЕНИЙ С ПРАВОСЛАВИЕМ" (Хомяков Соч. II, 353).
Возникновение взгляда о невозможности соединения Православия с
прогрессивностью убеждений - является роковым моментом в истории развития
русского образованного общества, а так же и в истории Православия. Одной из
основных причин обвала русской государственности было именно то, что во
|
|
|
|